В России развитие
маркетинга в промышленности и сфере услуг происходило одновременно в сложнейших
условиях революционной экономической реформы – 90-х годов. Причем этот процесс
происходил при отсутствии опыта методических рекомендаций, квалифицированных
специалистов, информационной средой и т.д., поэтому российские банки внедряли
маркетинг самостоятельно, методом «Проб и ошибок».
В России
конкурентная среда в сфере услуг формировалась быстрее, чем в промышленности.
Создание двух уровневой банковской системы привело к образованию множества
коммерческих банков. В этот же период можно с уверенностью утверждать, что
рынок банковских услуг, несомненно, рынком покупателя конкурентным. Борьба за
клиента на этом рынке была чрезвычайно жесткой. Борьба за клиента по мере
обострения привела к индивидуальным помощникам в этом процессе является банков
маркетолог.
Маркетинг в банке – можно определить, как стратегию выявления и
использования потребителей общества в услугах банка в коммерческих целях.
Глубина проработки
отдельных вопросов может быть различной в зависимости от масштабов деятельности
банка, общей стратегии его развития, квалификации специалистов занимающиеся
маркетингом, но в общем случае наиболее полно вопросы маркетинга должны разрабатываться
при принятии особенного важных для деятельности банка решений так как:
увеличение уставного капитала, расширении географии деятельности, расширение
масштабов банка, в том числе открытие филиалов, представительств, центров
обслуживания, банкоматов, увеличение клиентской базы, спектра услуг.
Наиболее общая
схема организации маркетинговой деятельности в банке может быть представлена на
рисунках:
Анализ
рыночных возможностей
|
|
1.
Разработка новых видов продуктов и услуг
|
|
Сегментирование потребителей банковских
услуг
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организация и функции системы маркетинга
|
|
|
|
|
Управление и контроль маркетинговой
деятельности
|
|
|
Формирование рыночной орг структуры банка
|
|
|
Работа с маркетинговой информации
|
|
|
|
4.
Специфика маркетинга в банке заключается в
том, что банк это п\п сферы услуг.
II. Известно, что маркетинг является универсальной управленческой системой
применяемой практически во всех сферах деятельности человека. Но при этом
специфика отрасли и самого продукта определяет подходы к использованию
инструментарий маркетинга в каждом конкретном случае. Сама система банковского
маркетинга во многом зависит от ряда особенностей присущих банкам. Они
заключаются в том, что:
1. банки работают
на специфическом рынке, рынке услуг, который непохож на товарные рынки
благодаря особым свойствам услуги, такими как неосязаемость, неотделимость от
источника, несохраняемость, непостоянство качества.