В данном перечне мы выделили 7 группу, в которой под термином профессиональные услуги, которые в дальнейшем легли в основу классификации разработанной Джаддом, которая впервые разделила услуги на профессиональные и непрофессиональные. В дальнейшем Джадд разделил услуги на 3 группы:
1. услуги связанные с физическим товаром, которым клиент пользуется, но собственником не является.
2. услуги связанные с физическим товаром, которые являются собственностью клиента.
3. услуги не связанные с физическим товаром.
В начале 70-х годов американский маркетолог Ратмэлл предложил классификацию услуг по типам продавцов и покупателей, по мотивам совершения покупок, по практике проведения услуг.
Конец 70-х годов американскими маркетологами Шостан и Ассер выделили в классификации услуг осязаемые и неосязаемые компоненты, их взаимосвязь, выделили элементы услуги.
Чейз классифицирует услуги по степени контакта на индивидуальном уровне.
В начале 80-х годов Филипп Котлер опубликовал свою классификацию услуг. Котлером определены базовые характеристики: польза, выгода, блага, некоторые процедуры организации услуг. В середине 80-х годов представитель Котлеровской школы Лавлок в журнале «Маркетинг» опубликовал классификацию услуг, которой пользуются сейчас.
Основы классификации услуг
Основные классы услуг |
Основные виды услуг |
1. осязаемые действия направленные на тело человека |
Здравоохранение, вся индустрия красоты, спортивные заведения, пассажирский транспорт, рестораны, бары кафе |
2. осязаемые действия направленные на товар и услуги, физические объекты |
Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание частоты и порядка, прачечные, химчистки, ветеринарные услуги |
3. неосязаемые действия направленные на познание человека |
Образовательные, радио, телевидение, СМИ, театры, музей, индустрия развлечений, информационные услуги |
4. неосязаемые действия с неосязаемыми активами |
Банковские услуги, юридические, консалтинговые услуги, страхование, ценные бумаги. |
В 90-х годах Котлер опубликовал работы в которой он предложил идентифицировать товары и услуги разделив их на 4 группы:
1. чистый, осязаемый товар.
2. осязаемый товар, с предоставлением сопутствующих услуг. В этом случаи основное предложение состоит из осязаемого товара и малого числа сопутствующих услуг, чтобы сделать его более привлекательней конкурентов.
3. основная услуга с незначительным сопутствующим товаром и услугами. Основная часть предложена услуга, с некоторыми дополнительными усилиями в виде товаров для повышения конкурентоспособности.
4. чистая услуга. Предложение состоит из услуги и трудно найти сопроводительный товар.
В последнее время сервис развивается бурными темпами и он проникает практически во все сферы жизнедеятельности человека. К инновационным видам услуг относятся: Интернет-технологии, электронная торговля, банки, расчеты.
IV. В практике в мировой экономике обратились к маркетингу в сфере услуг по мере обострения конкуренции, росту издержек, ухудшению качества, замедление производительности труда. Современные п\п начинают с простейших услуг (рекламных), а затем переходят к всему комплексу маркетинга. В исторической хронологии маркетинг начал применяться: в авиакомпаниях (были проведены первые маркетинговые исследования), в банковской сфере (анализ клиентской бызы), затем перешли в другие сервисные п\п.
В последние годы в связи с развитием сферы услуг и применением маркетинга в сфере услуг традиционный комплекс маркетинга 4П был расширен до 7 и даже 8П.:
1. рынок 5. люди
2. товар 6. окружение, обстановка, в которой происходит предложение
3. цена 7. прибыль
4. продвижение 8. процесс
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.