1). Рынок сырьевых продовольственных товаров, который является основным для таких отраслей как: мукомольное, крупинная, сахарная… Их характерными чертами являются: относительная однородность продукции, высокая степень стандартизации, реализация продукции крупными оптовыми партиями, На этом рынке есть сложности маркетинговой деятельности, в частности рекламе, коммуникаций, ценообразования и ограниченности конкурентной борьбы.
2). Рынок продовольственных товаров высокой степени переработки – это табачные изделия, кондитерские изделия, консервы, колбасные изделия, мясные деликатесы. Продукция неоднородна, ассортимент очень широк, объем этих товарных групп увеличивается, неоднородность продукции по сортам, качеству, взаимозаменяемости, дополняемости в потреблении граждан порождает сильную конкуренцию. На этом рынке каждая фирма, производящая и реализующая продовольствие старается выделиться, создать продукцию с отличительными характеристиками, проводит активную рекламу, разнообразная упаковка, изыскивает эксклюзивные пути организации товародвижения. Входные барьеры на этот рынок очень высоки, патенты на использованную технологию, сертификация продукции сложная, пробиться на рынок тяжело. Отсюда маркетинговая деятельность на этом рынке весьма интенсивна.
3). Это рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки, то есть это мясо всех видов, молоко, молочные продукты. Здесь необходимо отметить, что чем ниже уровень переработки, тем меньше возможности дифференциации продукции, меньше разброс цен, меньше возможности рекламирования. Однако, входные барьеры достаточно низки и цена близка к конкурентной.
4). Рынок продукции сервиса. Он включает все формы массового питания. Этот рынок весьма специфичен и неоднороден, в нем можно выделить несколько подгрупп с различным уровнем монополизации и с ценообразованием от свободного до монопольного.
Необходимо выделить еще одну особенность продовольственного рынка: это наличие уровней ( например, локальный, региональный, национальный). Учет уровней необходим для организации маркетинговой деятельности.
III. Агромаркетинг существенно отличается от других видов маркетинга, это определяется особенностями с\х. Эти особенности (см. в 1,2) интегрируются и образуют особые условия для производства организации и управления маркетинга. Рассмотрим эти особенности подробнее:
1. Службы агромаркетинга имеют дело с товарами первой жизненной необходимости, следовательно необходимо своевременно в нужном объеме, ассортименте с учетом возраста, пола, национальных традиций, состоянии здоровья и т.д. удовлетворить нужды и интересы потребителей. Эти товары часто требуют оперативной поставки, целесообразной упаковки, некой эстетики обслуживания.
2. Несовпадения рабочего периода и периода производства (целый год, урожай один раз в год). В связи с этим маркетологи должны уметь прогнозировать динамику спроса потребителей, тенденций его удовлетворения, колебания рыночной конъюнктуры.
3. Сезонность с\х производства.
4. Производство с\х продуктов взаимосвязано с основным средством и предметом производства, землей, ее качеством и интенсивностью использования. Все это определяет объем, ассортимент качества с\х продукции, предавая агромаркетингу специфику в процессе его организации и проведении.
5. Многообразие форм собственности в системе агропромышленного комплекса (на землю, производство, реализацию продукции). Отсюда много аспектная конкуренция, разнообразные стратегии, формы и методы агромаркетинга. Большие объемы продовольствия поступают из-за рубежа, поэтому маркетинговые обеспечения процессов должно основываться на мировых достижениях маркетинговой науки и практики.
6. Более высокая восприимчивость, адаптивность, самоорганизации и самоуправленческие системы агромаркетинга, по сравнению с другими видами, чтобы объясниться особенностями спроса острой конкуренции и необходимого быстрого приспособления маркетинга к изменяющимся рыночным условиям.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.