Обеспечение занятости в регионе через совершенствование управления персоналом на градообразующем предприятии

Страницы работы

150 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Более десяти лет в Республике Беларусь осуществляется строительство рыночной социально ориентированной экономики. Внедрение рыночных механизмов в структуру общественного производства и происходящие в настоящее время изменения в политической и социальной жизни общества ввели в отечественную экономическую и юридическую науки такие взаимосвязанные категории, как занятость и безработица.

Проблемы, обусловливаемые ими, тесным образом связаны с проблемами реализации гражданами своего права на труд, закреплённого в Конституции Республики Беларусь. Труд всегда относился к числу основных человеческих ценностей, являлся важнейшим фактором, определяющим настоящее и будущее человека. Он не только источник материальных и духовных благ, но и важнейшая жизненная потребность и право любого индивидуума, могучий стимул его развития как личности. В свободном, содержательном труде выявляются и совершенствуются потребности человека. Основным же социальным назначением права на труд является обеспечение занятости населения [12-А, с. 3].

Внимание к рассматриваемой теме вызвано ещё и тем, что в развитии любого хозяйствующего субъекта существует вероятность наступления кризиса, которая определяется не только ошибками в стратегии управления, недостаточным вниманием к проблемам развития, но и объективными факторами колебания рыночной конъюнктуры, изменениями в организации производства, сменой персонала или внешними экономическими условиями, обусловившими, в частности, всеобщий кризис реального сектора экономики во всех странах СНГ в середине 90-х годов прошлого столетия.

Для снижения остроты кризиса применяется антикризисное управление, которое способно уменьшить его последствия, обеспечить функционирование в режиме выживания, в том числе с помощью мер государственного регулирования, и вывести предприятие из кризисного состояния с минимальными потерями, прежде всего, сохранив профессиональное ядро кадрового потенциала трудового коллектива.

Ещё одной из важнейших проблем переходного периода является проблема динамики демографического потенциала. Население и экономика – две ключевые составляющие человеческого общества, само существование которых является взаимообусловленным. С одной стороны, производство необходимых средств к жизни выделило население из остального мира, с другой стороны, население служит основой и целью производства, выступая как производитель и потребитель товаров и услуг [116, с. 8].

Согласно демографическому прогнозу, формирование трудового потенциала определено приростом трудоспособного населения до 2006 года и его абсолютным сокращением в последующий период [67, с. 66]. Как для стран Западной Европы, для Беларуси вопрос депопуляции (смертность превышает рождаемость) более чем актуален. Достаточно привести такой неутешительный прогноз: если не принимать мер, численность населения Беларуси к 2010 году составит 9493,4 тыс. человек (ныне в стране проживает чуть менее  9,7 млн.), а к 2020 году – 8783,9 тыс. человек. Количество трудоспособного населения уменьшится  почти  на  миллион  и  едва превысит отметку  в пять миллионов. А число детей в возрасте до 15 лет через какое-то десятилетие не намного превысит 1,2 миллиона [16, с. 1]. Наибольшая численность населения в Беларуси была в 1993 году – 10 миллионов 244 тысячи человек, за тринадцать лет нас убыло более чем на полмиллиона [123, с. 28; 57, с. 29].

Эта глобальная для суверенного государства проблема вынудила руководство страны приступить к разработке «Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 годы», которая принята  к  исполнению Указом Президента Республики Беларусь 26 марта 2007 г. № 135 [66].

Пока же в ближайшие десять лет на национальном рынке труда ожидается дефицит трудовых ресурсов, и это обстоятельство потребует от нанимателей для достижения высокой конкурентоспособности предприятий изыскивать новые системные подходы к укреплению предприятия наиболее ценными активами и, прежде всего, человеческим капиталом [14-А, с. 2].

Важнейшей социальной проблемой является также тесная взаимосвязь экономического состояния градообразующих предприятий с социально-экономи-ческим положением региона, в котором эти предприятия находятся. Градообразующие предприятия являются в какой-то мере носителем  информации о вероятности потенциального роста социальной напряжённости даже в крупных городах республики: кризисное состояние таких хозяйствующих субъектов порождает и кризисное состояние всего региона, которое выражается в усугублении и без того непростой ситуации с трудоустройством, росте безработицы, падении жизненного уровня населения.

Поступательное развитие экономики страны, которое характерно для последних лет, способствует изменению структуры занятости в результате увеличения объёмов производства, с одной стороны, и роста производительности труда – с другой. Рост объёмов производства обусловливает увеличение спроса на рабочую силу, а рост производительности труда позволяет высвободить часть работников и определяет сдвиги в отраслевой и профессионально-квалификационной структуре трудовых ресурсов.

Выступая на третьем Всебелорусском народном собрании, Президент страны  А. Г. Лукашенко заявил: «Особое внимание государство уделяет и будет уделять политике занятости. Эти вопросы также поставлены на жесточайший контроль.

   Мы создали государственную службу занятости, систему переподготовки и организации общественных работ, выплачиваем пособия по безработице, пусть и скромные. Но главное – мы сохранили общественное производство, крупные, градообразующие предприятия, коллективные хозяйства на селе, что позволило благодаря растущему спросу на нашу продукцию обеспечить новые рабочие места. … В настоящее время уровень безработицы в Беларуси составляет  менее 1,5 % экономически активного населения, что значительно ниже, чем не только в государствах Содружества, но и в большинстве самых развитых стран Европы» [69, с. 3].

В управлении занятостью и связанными с ней проблемами важную роль призваны играть и профессиональные союзы в рамках социального партнёрства. Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвигает в качестве основной функции профсоюзов защиту интересов трудовых коллективов и отдельных работников посредством норм тарифных соглашений и коллективных договоров. В том же докладе Президентом было сказано: «Мы будем всячески способствовать формированию отношений партнёрства между государством, профсоюзами, союзами предпринимателей, общественными организациями» [69, с. 4].

В соответствии со статьёй 360 Трудового кодекса Республики Беларусь содержание соглашений определяется сторонами в пределах их компетенции. Cоглашение может содержать положения об обеспечении занятости [130]. В Генеральном соглашении между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2006–2008 годы размер критического уровня безработицы сохранен на уровне 3 % [21, с. 3].

Похожие материалы

Информация о работе