Таким образом, набор методов, применяемых для регулирования рынка труда в развитых странах, и их эффективность различны, поскольку напрямую зависят от особенностей экономической политики в каждом государстве. Например, существенно различается направленность политики в трудовой сфере в социально ориентированной экономике Швеции и классической рыночной экономике США. Для условий Республики Беларусь больше подходит опыт скандинавских стран.
1.2.2 Управление занятостью населения в странах с переходными
экономиками
Вторую группу государств, в которых имеет место регулирование трудовой сферы, составляют страны с переходными экономиками. К ним можно отнести страны Центральной и Восточной Европы и прибалтийские.
Опыт стран Центральной и Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия) в управлении рынком труда в годы переходного периода представляет большой практический интерес в связи с идентичностью многих исходных экономических факторов в этих странах и в Республике Беларусь.
В большинстве указанных стран, по всей вероятности, ещё долгое время сохранится высокий уровень безработицы, и это должно стать одним из важнейших факторов, сдерживающих требования о повышении заработной платы, стимулирующих к добросовестной работе и облегчающих мобильность рабочей силы. Тем не менее, разрушение отраслевой и региональной экономик грозит невосполнимыми экономическими, социальными и политическими издержками. В ближайшей перспективе проводимая политика должна предусматривать финансовую помощь регионам и отдельным населённым пунктам для снижения этих издержек; в более отдалённой перспективе она будет включать меры, призванные повысить гибкость рынка труда, его способность реагировать на изменения спроса.
Таким образом, политика в трудовой сфере в странах Центральной и Восточной Европы направлена главным образом не на увеличение занятости среди «лишних» рабочих, а на ликвидацию последствий проводившейся (проводимой) структурной перестройки отраслей экономики, при которой происходят существенные подвижки в отраслевой и территориальной структуре занятых.
Существенной особенностью является необходимость дальнейшего проведения технологического перевооружения производств, становления и развития основных элементов инфраструктуры трудовой сферы (законодательства, институтов), которые в развитых странах уже давно созданы. Страны данной группы не всегда располагают достаточными финансовыми возможностями для реализации многих дорогостоящих мероприятий на рынке труда.
Значительный опыт регулирования социально-трудовой сферы накоплен в Болгарии. Он ценен тем, что позволяет проследить эволюцию политики на рынке труда от преимущественно пассивной до высокоэффективной. На ближайшую перспективу органы рынка труда в Болгарии планируют:
– децентрализацию функций на рынке труда, повышение роли регионального звена;
– укрепление связей между государственными и другими органами, действующими на рынке труда (местные власти, профсоюзы, работодатели и др.);
– переориентацию деятельности региональных органов на активные формы работы в вопросах занятости;
– реальное подключение правительства, министерств и ведомств, государственного и местных бюджетов к реализации политики занятости;
– развитие сотрудничества с соседними государствами в разработке и реализации совместных программ занятости, направленных на смягчение напряжённой ситуации, вызванной наличием избыточных трудовых ресурсов отдельных профессий в приграничных районах [47, с. 212].
В то же время некоторые страны указанной группы не смогли добиться значительных успехов на рынке труда. Ярким примером служит П о л ь ш а. На развитие негативных тенденций в её социально-трудовой сфере повлияли следующие факторы: глубокий экономический спад, снижение потребительского и инвестиционного спроса, чрезмерный рост импорта, а также структурные изменения и увеличение скрытой безработицы. Наиболее тяжёлые последствия принесла политика, проводимая на рынке труда. Экономическая политика, направленная на форсированное разгосударствление, оказалась неэффективной в отношении использования производственных факторов. В итоге Польша имеет массовую безработицу, главным образом среди высококвалифицированных рабочих, при одновременном простое производственных мощностей в промышленности и других отраслях.
Существенной спецификой польской безработицы является высокая доля молодых безработных и её «долгосрочность». За прошедшие 10 лет существенных изменений добиться не удалось. Более того, к концу 2002 года безработица в Польше достигла рекордного уровня – 18 % экономически активного населения [118, с. 42] и удерживается на этом уровне до сих пор.
Наиболее успешную политику в сфере труда проводит Ч е х и я. Здесь удалось относительно быстро и без особых социальных потрясений провести экономические реформы. Этому способствовали следующие объективные факторы: географическая близость к развитым странам Запада, высокий уровень экономического развития страны, сравнительно небольшие размеры государства и рынка труда, высокий уровень жизни населения (в сравнении с бывшими социалистическими странами), развит научный потенциал экономики и производства, а также образование работников, исторические и культурные особенности населения, отсутствие значительных региональных различий.
Не менее важную роль в быстром эффективном реформировании экономики страны сыграла политика, проводимая на рынке труда. С самого начала правительство сделало акцент на меры активной политики. В отличие от других стран этой группы, которые тратили на последнюю менее 10 % финансовых средств, направляемых на рынок труда, Чехия на эти цели выделяла более 50 % [118, с. 40]. Государственное управление рынком труда в Чехии осуществляется Министерством труда и социальных дел и его структурными подразделениями в районах страны – Бюро труда, которые наделены широкими полномочиями и в функции которых входят:
а) организация переподготовки, повышения квалификации и обучения первой профессии;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.