Обеспечение занятости в регионе через совершенствование управления персоналом на градообразующем предприятии, страница 35

В учебном центре в 2007 г. работали 19 человек, из них: 2 работника – административно-руководящий состав, 12 – учебно-воспитательный, 5 – обслуживающий. В учебном центре нет штатных преподавателей, весь преподавательский состав – внештатные работники (почасовики). При подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров на условиях почасовой оплаты труда в качестве преподавателей привлекаются:

– руководители, ведущие специалисты объединения, обладающие определённым уровнем профессионально-квалификационных качеств, имеющие высшее и среднее образование по профилю работы – 133 чел.;

–  штатные работники профкома РУП «Гомсельмаш» – 4 чел.;

– преподаватели учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки кадров – 13 чел.;

– работники других отраслей народного хозяйства, научные работники и специалисты – 6 чел.;

– работники конструкторских бюро (разработчики кормоуборочной и зерноуборочной техники, выпускаемой объединением) – 43 чел.

Инструкторы производственного обучения назначаются из числа квалифицированных рабочих и специалистов, имеющих стаж работы продолжительностью не менее трех лет, высокие производственные показатели, высшее, среднеспециальное или общее среднее образование.

Главная задача повышения квалификации рабочих – систематическое изучение новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники, современных технологий, средств механизации, автоматизации и широкий обмен передовым производственно-техническим опытом. Это обучение, направленное на последовательное совершенствование рабочими их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям. В 1995 г. в учебном центре получили смежные профессии 287, повысили квалификацию 778 рабочих, в 2001 году смежными профессиями овладели 793, повысили квалификацию 2 557 рабочих, а в 2007 году – соответственно 1 043 и 3 1689 (см. приложение П).

На рисунке 3.1 на основании данных приложения Г показана динамика среднего разряда работ, среднего разряда основных и вспомогательных рабочих в ПО «Гомсельмаш» за  период 1990–2007 гг. Средний разряд вспомогательных рабочих весь наблюдаемый период был выше среднего разряда выполняемых работ.

Рисунок 3.1 – Динамика среднего разряда работ, среднего разряда

основных и вспомогательных рабочих в ПО «Гомсельмаш» в 1990–2007 гг.

Непрерывное профессиональное обучение руководящих работников и специалистов также включает повышение их квалификации и переподготовку.

Повышение квалификации служащих организовано не только в учебном центре объединения, но и на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства промышленности Республики Беларусь, других министерств и ведомств; учитывается и самостоятельное обучение служащих в высших и средних специальных учебных заведениях по вечерней  или  заочной  форме.  Так,  в 1995 г. повысили свою квалификацию 503 служащих, в 2001 г. – 1528 и в 2007 г. – 1884 из 4376 служащих, работающих в объединении, или 43,0 процента (см. приложение П).

В соответствии с корпоративной политикой каждый служащий должен иметь одну рабочую профессию для того, чтобы в сезоне наивысшей производственной нагрузки (II и III кварталы года) принять непосредственное участие в процессе производства на рабочем месте и способствовать повышению мобильности персонала. Процесс обучения служащих одной рабочей профессии начался в 2000 г., когда 133 специалиста получили смежную рабочую профессию, а на 1 января 2007 г. уже 1994 специалист и служащий овладели одной и более рабочих профессий (см. приложение П).

Важное значение в объединении придается процессу продвижения работников вверх по служебной лестнице или карьерному росту. Планирование карьеры представляет собой заранее спроектированное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей и рабочих мест с момента принятия работника на работу и до его предполагаемого увольнения через формирования резерва кадров. Так, в разделе IV «Кадровой политики ПО «Гомсельмаш» на 2007 г.», утвержденной приказом генерального директора от 8 января 2007 г. № 13, был сформирован резерв кадров на руководящую должность по номенклатуре генерального директора – до 80 человек и по номенклатуре заместителя генерального директора по идеологической работе и социальным вопросам – до 110 человек [42, с. 27]. Основными критериями при отборе кандидатов в резерв являются: соответствующий уровень образования и профессиональной подготовки; опыт практической работы с людьми; личностные качества; состояние здоровья; возраст.

Динамика интеллектуального потенциала РУП «Гомсельмаш» в 1990, 1995, 2000  и 2007 гг. на основе данных приложения В показана на рисунке 3.2.

Анализируя диаграмму, следует, прежде всего, отметить, что по сравнению с 1990 г. уменьшилось процентное отношение работников, имеющих базовое (в  том  числе  и  начальное)  образование, с 11,4  до 3,0 % . Стало меньше в общем составе персонала  работников со средним образованием (c 43,5 %  в 1990 г. до 35,3 % в 2007 г.), и можно предположить, что это уменьшение произошло за счет увеличения лиц со средним специальным образованием (с 17,3 % в 1990 г. до 24,7 % в 2007 г.) и с профессионально-техническим  (с 15,1 % в 1990 г. до 19,4 % в 2007 г.) образованием.  Увеличилось относительное количество работников с высшим образованием  (с 12,7 %  в   1990 г.  до 17,6 % в 2007 г.), хотя количество руководителей, специалистов  и  служащих  в  общей  массе  персонала за 1990–2007 гг. уменьшилась на 5,0 %  (см. приложение В). 

Это говорит о том, что  и  среди основных  и  вспомогательных  рабочих  имеются  работники с высшим образованием, что объясняется повышенным требованием к их квалификации с точки зрения научно-технического прогресса, необходимостью обслуживать новейшее сложное оборудование и осваивать современные технологии.

 
 


Рисунок 3.2 – Динамика образовательного (интеллектуального) уровня