К основным проблемам построения группировок необходимо отнести определение количества групп в группировке и разбивку имеющейся исходной информации на группы. В экономической литературе для решения данных проблем предложен ряд различных подходов. Так, для определения количества групп в группировке предлагаются, например, эмпирические формулы, таблицы, логические предпосылки [10, с. 87; 46, с. 86; 110, с. 49; 126, с. 103] и т. п.
В практике экономического анализа используются различные показатели определения однородности информации в группе и методы их образования. Так, например, В. И. Сиськов показателем однородности информации в группе предлагает считать коэффициент вариации. Информация в группе признается однородной, если значение коэффициента вариации меньше или равно 0,33 [117, с. 101].
Исходная информация о факторах, представленная количественными показателями, может разбиваться на группы с помощью ряда других формальных методов, например, V(r)2-критерия [46, с. 82], метода распознавания образов [37, с. 126], кластерного анализа [36, с. 50], метода главных компонентов [34, с. 139] и т. д.
При группировке и анализе информации о факторах, собранной с помощью
анкет, используется м е т о д г р а ф к о р р е л я ц и и. Так как анкета
состоит из вопросов-градаций, то анализируемый массив информации представляется
в виде симметричной матрицы , где
– численность анкетируемых, одновременно
отвечавших на
и
градации вопросов. На
основе матрицы
вычисляются
коэффициенты ρij между
количеством анкетируемых, ответивших на две градации вопросов анкеты [63, с.
53-58; 110, с. 80-87]:
,
(1.2)
или в более точной форме –
, (1.3)
где N – количество анкетируемых.
Величина коэффициента корреляции ρij колеблется в интервале 0 – 1. Сильная
корреляционная связь проявляется в случае, если все опрашиваемые отвечают ρij одновременно на вопрос, или когда , тогда ρij равно нулю или его величина близка к нулю. Если
же
, то
, ρij = 0, что характеризует
отсутствие корреляционной зависимости. Матрица коэффициентов ρij представляет исследуемый массив в виде полного
симметричного неориентированного связанного графа G,
где множество вершин G являются градациями
социально-экономической анкеты.
Поэтому для оценки степени тесноты и направления корреляционной связи
между показателями занятости , факторами
и между самими факторами
используется корреляционный м е т о д.
Имеющаяся исходная информация (
и
представлены дискретными или интервальными
величинами, даны единичные или групповые значения, представлены количественными
или качественными показателями и т. д.) обусловливает выбор коэффициента,
характеризующего корреляционную связь. Наиболее широко при изучении влияния факторов
на динамику показателей занятости для определения корреляционной связи
используются:
– коэффициент корреляции знаков Г. Фехнера;
– коэффициенты контингенции (Кк) и ассоциации (Ка) при наличии таблицы четырех полей;
– биссериальный коэффициент К, позволяющий определить наличие корреляционной связи между количественными и качественными признаками;
– коэффициент взаимной сопряженности Пирсона (Кп) характеризующий наличие корреляционной связи между показателями (количественными, качественными или количественными и качественными одновременно);
– линейный коэффициент корреляции , показывающий тесноту связи между двумя
рядами количественных показателей:
(1.4)
|
|
|
|
|
;
;
N – количество наблюдений.
Для оценки статистической достоверности коэффициента линейной корреляции рассчитывается t-критерий Стьюдента:
,
(1.5)
|
Если , то
влияние исследуемого фактора на показатель занятости следует признать
существенным при данном уровне значимости. При величине линейного коэффициента
корреляции 0,10–0,30 связь между показателем занятости и (или) факторами
считается слабой, при r = 0,31 … 0,50 – умеренной, r = 0,51 … 0,70 – заметной, r = 0,71
… 0,90 – тесной, r = 0,91 … 0,99 – весьма тесной.
Для определения корреляционной связи используется ряд других показателей: биссериальный коэффициент корреляции, коэффициенты Чупрова, Кендалла и т. д. [45, с. 640, 746; 110, с. 88; 126, с. 470].
Однако использование вышеперечисленных коэффициентов является половинчатой мерой, т. к. они свидетельствуют только о наличии корреляционной связи между изучаемыми явлениями (показателями занятости и взаимосвязям между самими факторами). На основе анализа матрицы коэффициентов парной корреляции осуществляется отбор показателей для включения в регрессионные модели.
В социально-экономических исследованиях наиболее часто используют многофакторные регрессионные модели линейного вида
, (1.6)
где а0 – свободный член регрессионного уравнения;
а1 – коэффициент регрессии, характеризующий изменение показателя занятости при изменении фактора на единицу своего натурального выражения;
Х1 – фактор – социально-экономический, экологический, правовой и т. д. показатель.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.