Обеспечение занятости в регионе через совершенствование управления персоналом на градообразующем предприятии, страница 4

·  методика определения прогнозного расчёта потребности в персонале в среднесрочной перспективе (на 5 лет) с использованием интегрального показателя, полученного на основе временных рядов, которые составлены из трендовых значений текучести, уровня оплаты и производительности труда, рентабельности персонала и фондовооружённости с 1990 по 2008 гг.

   Личный вклад соискателя. Диссертационное исследование является научным трудом, выполненным соискателем самостоятельно. Основные идеи и выводы, практические рекомендации диссертации, имеющие научную новизну, теоретическую, практическую и экономическую значимость, разработаны и получены в результате многолетней работы над темой. Наиболее полно этот вклад  проявился в разработке разделов коллективного договора РУП «Гомсельмаш» «Оплата труда, защита жизненного уровня работающих» и «Обеспечение занятости» [3-А], а также во внедрении в практику социально-экономического управления на предприятии новых положений о материальном стимулировании персонала [3-А; 15-А].

Использованы предложения соискателя по приданию некоторым  структурным подразделениям дополнительной хозяйственной самостоятельности [3-А; 4-А]; полученная расчетная потребность в персонале до 2012 г. положена в основу перспективных планов кадровой службы [3-А; 10-А].

   Апробация результатов диссертации. Основные положения и результаты исследования, обобщённые в диссертации, докладывались на международных, республиканских  и областных научно-практических конференциях: «Социальное партнёрство, проблемы и пути решения» (Минск, 1998), «Концепции социально-экономического развития Беларуси: черты, закономерности, перспективы» (Гомель, 1999), «Региональные проблемы развития предпринимательства» (Гомель, 2000), «Перспективы развития предпринимательских структур в приграничных регионах» (Гомель, 2002), «Проблемы и перспективы развития транспортных систем и строительного комплекса» (Гомель, 2003), «Актуальные проблемы профсоюзного движения в Гомельской области» (Гомель, 2005), «Профсоюзы Беларуси по пути развития социального партнёрства и диалога (к 5-летию IV внеочередного съезда ФПБ) (Минск, 2007).

   Опубликованность результатов диссертации. Основные положения диссертации и результаты исследования отражены в 26 научных работах (в том числе 13 – в соавторстве) и включают 4 монографии, 15 статей в научных журналах, 7 тезисов докладов и выступлений на научных конференциях. Общий объём публикаций составляет 1175 страниц (83,9 авторских листа), в том числе без соавторов – 431 страница (30,8 авторских листа).

   Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, трёх глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Полный объём диссертационного исследования составляет  203 страницы, в том числе на 19 страницах размещено 28 рисунков, на 11 страницах – 22 таблицы, на 47 страницах – 17 приложений (включающих 12 таблиц), библиографический список из 149 наименований на 11 страницах, список публикаций соискателя из 26 наименований на 3 страницах.

Глава 1 

теоретические аспекты управления занятостью

в  различных  странах 

1.1 Управление занятостью населения в Республике Беларусь

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы «…основные задачи государственной политики в области трудовых отношений и занятости населения – повышение эффективности использования ресурсов труда, формирование кадрового потенциала с учётом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно не занятого населения.

На рынке труда предусматривается реализовать систему мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения, преодолению дефицита рабочих мест путем повышения инвестиционной активности за счет всех источников, снижению напряженности и поддержанию стабильности в сфере социально-трудовых отношений, своевременному устранению дисбаланса между профессионально-квалификационным составом кадров и обновляющейся структурой рабочих мест, удержанию регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня» [108, с.12].

В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., разработанных в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» [74], в разделе «Социальные ориентиры и направления развития экономики» записано: «… обеспечить рациональную занятость населения, не допуская массовой безработицы и не препятствуя высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики» [98, с. 71].

Важнейшими принципами государственного управления занятостью по мнению профессора Антоновой Н. Б., являются:

– равные стартовые возможности для всех граждан страны в реализации права на труд и свободного выбора сферы приложения своего труда;

– обеспечение реальной занятости и содействие мобильности трудовых ресурсов;

– государственные гарантии работникам и безработным, социальная защита;

– единонаправленность и координация политики занятости с экономической и социальной политикой государства, профсоюзов и работодателей (нанимателей) с органами государственного управления;

– сочетание мероприятий местных органов власти в области занятости с централизованными мероприятиями;

– межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости [3, с. 628].

Основные права и свободы человека, в число которых входят и важнейшие трудовые права: на труд, защиту от безработицы, благоприятные условия труда, равную оплату за равный труд, право на отдых и др., – впервые были провозглашены во Всеобщей  декларации  прав  человека, одобренной  Генеральной  Ассамблеей ООН  10 декабря 1948 года [19]. Указанный документ не имеет обязательного для государства характера, это в большей мере программный, политический акт. Но он морально определяет права человека, которые стараются соблюдать большинство стран мира.