В структуру данного Министерства входят: Главное управление политики занятости и народонаселения, областные и Минский городской комитеты по труду, занятости и социальной защиты, региональные, городские, районные центры занятости населения, районные отделения городских центров занятости (всего в Республике Беларусь 128 районных, региональных и городских центров занятости населения), информационные центры, центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения. Все эти структуры и образуют систему государственной службы занятости Республики Беларусь.
Основными задачами государственной службы занятости населения Республики Беларусь являются: «…разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по вопросам содействия занятости, демографической безопасности, социального партнерства, социальных гарантий населению, совершенствования законодательства о занятости, контроля за его соблюдением, осуществления международного сотрудничества в данных областях деятельности» [18, п. 5].
Важнейшим документом, отражающим комплекс мер по реализации государственной политики в области занятости, является Государственная программа занятости населения Республики Беларусь. Целесообразность выработки таких программ в плане реализации политики в области занятости подчеркивается, в том числе, в актах международного права, посвященных регулированию занятости. Так, согласно статье 2 Конвенции № 122 «О политике в области занятости», принятой Генеральной конференцией Международной организации труда 9 июня 1964 года и ратифицированной Республикой Беларусь в 1968 году, государство, определяя в рамках политики занятости населения меры, которые необходимо принять для достижения целей этой политики, «…предпринимает такие шаги, какие могут быть необходимы для применения этих мер, включая в тех случаях, когда это целесообразно, разработку программ» [49].
Программа занятости населения Республики Беларусь разрабатывается Министерством труда и социальной защиты совместно с Министерством экономики Республики Беларусь и с участием заинтересованных министерств и других органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов. Непосредственно разрабатывает программу Главное управление политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Говоря о содержании программ занятости населения, можно отметить определенную структуру этих программ. Как республиканская, так и региональные программы занятости населения определяют основную направленность мероприятий, то есть задачи государственной политики занятости, которые и реализовываются в рамках этих программ. Так, в соответствии с Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год, утверждённой постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29 февраля 2008 г. № 314 [25], предусмотрено уровень регистрируемой безработицы удержать в пределах 1,2–1,4 % к численности экономически активного населения, до 4,53 миллиона человек увеличить количество занятых в экономике. Приоритетными направлениями Программы являются:
– создание новых рабочих мест;
– содействие предпринимательской инициативе и поддержке самостоятельной занятости безработных;
– совершенствование организации и развитие системы оплачиваемых общественных работ;
– повышение качества и конкурентоспособности трудовых ресурсов, организация профессионального обучения;
– улучшение ситуации на рынке рабочей силы городов и других населённых пунктов с устойчиво высоким уровнем безработицы и имеющих градообразующие предприятия;
– обеспечение гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы, предусмотренных законодательством дополнительных гарантий занятости [139, с.1].
Финансовая основа
Одним из важных элементов инфраструктуры рынка труда до 2007 года являлся государственный фонд содействия занятости, создаваемый для обеспечения экономической основы государственных гарантий в области занятости населения, предназначенный для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по содействию занятости населения.
До 1998 года государственный фонд содействия занятости Республики Беларусь относился к государственному внебюджетному фонду, средства которого не входили в состав республиканского и местных бюджетов: в расходную и доходную части государственного бюджета включались средства пяти внебюджетных фондов, в том числе и государственного фонда содействия занятости, являющегося государственным целевым бюджетным фондом.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 января 2003 года № 50 «О совершенствовании деятельности государственной службы занятости» территориальные органы государственной службы занятости населения были переданы в подчинение соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов [87, п. 1]. Порядок формирования и использования средств государственного фонда содействия занятости устанавливался Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Начиная с 2007 года, действие статьи 17 «Государственный фонд содействия занятости» Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» [78] приостановлено Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» [69], согласно статье 5, пункту 2 которого «остатки средств государственного фонда содействия занятости по состоянию на 1 января 2007 года зачислены в республиканский бюджет». В настоящее время средства, предназначенные для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения, являются средствами Государственного бюджета и включены в расходы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по ведомственной бюджетной классификации.
Правовая основа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.