Обеспечение занятости в регионе через совершенствование управления персоналом на градообразующем предприятии, страница 5

В международных пактах о правах человека, одобренных Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году, трудовые права человека сформулированы более подробно [65]. Круг этих прав шире, чем во Всеобщей декларации прав человека, и, кроме того, в пактах содержатся конкретные обязательства государств по претворению этих прав в жизнь. Так, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах «… право  на  труд определяется  как  право   каждого   человека   на  получение  возможности  заработать себе  на  жизнь  трудом,  который он свободно выбирает или на который соглашается…» [65, ст. 6]. Это обязывает государства проводить социально-экономическую политику, гарантирующую основные политические и экономические свободы человека. Международный пакт о гражданских и политических правах содержит нормы о запрещении принудительного труда и свободном осуществлении права на ассоциацию.

Конвенция МОТ № 29 «О принудительном труде» обязывает государства, которые ратифицируют её, упразднить применение принудительного труда во всех его формах: «…принудительный труд определяется как всякая работа или служба, выполняемая каким-либо лицом под угрозой наказания при условии, если это лицо не предложило добровольно свои услуги…» [50, ст. 2]. Однако Конвенция не применяется в отношении пяти видов обязательного труда или службы: обязательной воинской службы, исправительных работ, работ, необходимость которых вызвана чрезвычайными обстоятельствами, и (мелких) сельскохозяйственных работ.

Наиболее важным условием действенного регулирования внешнего рынка труда является проведение эффективной политики занятости. В условиях рыночной экономики политика занятости, как правило, носит корректирующий, поддерживающий характер. Она не создает рабочие места, не вмешивается в компетенцию нанимателя, самостоятельно определяющего численность и состав работников, не нарушает прав граждан, которые имеют свободу выбора в вопросе работать им или нет и добровольно определяют сферу приложения своего труда, вид занятости, в том числе и учебу. Поэтому основным в политике занятости считается профессиональное консультирование и обучение для рынка труда, а также социальные гарантии и компенсации безработным. Такая позиция находит свое закрепление в Конституции Республики Беларусь, а именно в части 2 статьи 41, которая гласит: «Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам, ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом» [52]. Эта цель политики занятости закреплена как в нормах международного права, так и в национальном законодательстве. В соответствии с п. 2 статьи 1 Конвенции Международной организации труда № 122 «О политике в области занятости», принятой 9 июля 1964 года Генеральной конференцией Международной организации труда и ратифицированной Республикой Беларусь 26 февраля 1968 года, политика занятости                    «… имеет целью обеспечения того, чтобы:

а) имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу;

б) такая работа была как можно более продуктивной;

в) существовала свобода выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национальной принадлежности или социального положения» [49, ст. 1].

Рынок труда является наиболее значимым звеном современной экономики. В настоящее время имеется множество научных концептуальных подходов к анализу содержания и формы рынка труда, к механизму его управления.

Рынок труда – это сложная система отношений между работниками, нанимателями и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств, необходимый для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых, по поводу распределения и перераспределения работников в системе общественного разделения труда по законам товарного производства и обращения. В странах с развитой рыночной экономикой выделяют две модели рынка труда: внутренний рынок труда и внешний рынок. М. Армстронг (Великобритания) в классификацию внешнего рынка труда включает такие понятия как внешний местный, региональный, национальный рынки, где можно набирать различных работников [4, с. 321]. Наши отечественные учёные-экономисты применяют в своих работах такую же классификацию рынка труда (Е. В. Ванкевич,  В. С. Коржов, С. Н. Лебедева,  Л. В. Мисникова,  А. П. Морова, Л. Е. Тихонова и др.) [14, с. 112; 97, с. 8; 147, с. 170].

Внешний, или профессиональный, рынок труда предполагает свободное перемещение рабочей силы от одних предприятий к другим, а внутренний рынок труда предполагает движение кадров в пределах одного предприятия, то есть перемещение работников может производиться по горизонтали (в другой цех, отдел) и по вертикали (продвижение по служебной лестнице) [97, с. 9]. Таким образом, и управление рынком труда логично рассматривать в двух направлениях: управление внешним и управление внутренним рынками труда. Примерная структура управления занятостью населения в Республике Беларусь изображена на рисунке 1.1.


Подпись: 16
 


 
Рисунок 1.1 – Структура управления занятостью населения в Республике Беларусь


1.1.1 

14

   1  Методы управления занятостью в различных странах мира

 
Управление  внешним  рынком  труда