В Республике Беларусь государственное управление рынком труда, его правовое регулирование основывается на ряде законодательных актов, прежде всего, Конституции Республики Беларусь [52] и Трудовом кодексе Республики Беларусь [130], на Законах Республики Беларусь «О занятости населения» [78], «О пенсионном обеспечении» [83] и др. В приведенных законодательных актах определены правовые, экономические, социальные и организационные основы управления занятостью населения Республики Беларусь в условиях многоукладной рыночной экономики, установлены обязанности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей по обеспечению занятости, меры их ответственности за нарушение законодательства о занятости, пути совершенствования системы экономических взаимодействий между нанимателями, предъявляющими спрос на рабочую силу, и работниками, предлагающими свою рабочую силу, направления совершенствования инфраструктуры рынка труда и др.
Основным элементом правового механизма, регулирующего проблемы занятости и безработицы и определяющего деятельность государственных органов, являются положения Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 года [78]. Закон даёт определения таких понятий, как занятость, безработица, безработные, подходящая работа; устанавливает порядок организации оплачиваемых общественных работ; определяет размеры пособия по безработице и сроки его выплаты; оговаривает участие профсоюзов в содействии занятости населения и т. д.
Вышеупомянутый Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики управления занятостью населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы. Знание положений этого Закона важно как для тех, кто сам ищет работу, так и для тех, кто оказывает содействие другим в поиске работы.
По мнению многих ответственных специалистов и ученых в области трудового права (Василевич Г. А., Войтик А. А., Горбаток Н. А., Кеник К. И., Коробкина Т. В., Филипчик Р. И., Шишко Г. Б. и др.), действующее в Республике Беларусь законодательство в области регулирования трудовых отношений и, в частности, в области занятости населения, в целом соответствует аналогичному законодательству государств с развитой рыночной экономикой и требованиям ратифицированных Республикой Беларусь Конвенций Международной организации труда.
Структура правового механизма управления занятостью показана на рисунке 1.5 [16-А, с. 56].
Одним из основополагающих факторов формирования рыночной модели социально ориентированной экономики в Республике Беларусь является эффективная занятость. Многие экономисты под эффективной занятостью понимают такую занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда [113,с. 79].
Одним из показателей в системе оценки эффективной занятости является уровень занятости населения профессиональным трудом. Данный коэффициент одна из характеристик благосостояния общества. В 2007 году численность
|
занятого населения в стране составила 4,424 млн. чел., общая численность населения была 9,689 млн. чел. [57,с. 29].
В 1990 г. коэффициент занятости был равен 52,5 %, в 1995 г. – 43,2 %, а в 2000 г. – 44,3 %.
Снижение коэффициента занятости населения в 2007 г. к 1990 г. на 7 процентных пунктов, и который остаётся стабильным на протяжении последних десяти лет, тем не менее, подтверждает наличие фактического перехода от имевшего место ранее высокого уровня административно-командной занятости к рыночно реальной. Снижение уровня занятости говорит ещё и о том, что появились условия в виде свободного времени для занятия другими видами деятельности.
Вторым показателем является норма безработицы, её соотношение с естественным уровнем безработицы. Уровень безработицы определяется по состоянию на начало или конец периода в процентах как отношение числа лиц, официально зарегистрированных в качестве безработных, к численности экономически активного населения [120, с. 291].
Он применяется для оценки эффективности занятости в странах Запада, где естественный уровень безработицы определяют на основании научного анализа, который позволяет делать выводы о действенном или недейственном использовании трудовых ресурсов и в результате чего получают заключение о перепроизводстве или недопроизводстве внутреннего валового продукта.
Таблица 1.1 – Уровень безработицы в Республике Беларусь за 1995–2007 гг.
Показатель |
1995 |
2000 |
2003 |
2004 |
2005 |
2007 |
1 Экономически активное население, тыс. чел. 2 Безработные, тыс. чел. 3 Уровень безработицы, в процентах к численности экономически активного населения |
4524,2 114,6 2,9 |
4537,0 96,0 2,1 |
4480,0 140,7 3,1 |
4428,2 83,0 1,9 |
4426,3 76,5 1,5 |
4424,0 49,0 1,1 |
Как видно из таблицы 1.1, уровень официально зарегистрированной безработицы в стране нельзя считать тревожным, более того, в экономически развитых государствах 5-процентный порог уровня безработицы считается нормальным. Органы трудоустройства и статистики этих государств не рассматривают как безработных лиц, проживающих в застойных районах, где нет и не предвидится свободных рабочих мест. Эти лица не входят в экономически активное население. Помощь им можно оказать только посредством принятия специальных государственных программ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.