Обеспечение занятости в регионе через совершенствование управления персоналом на градообразующем предприятии, страница 8

В Республике Беларусь государственное управление рынком труда, его правовое регулирование основывается на ряде законодательных актов, прежде всего, Конституции Республики Беларусь [52] и Трудовом кодексе Республики Беларусь [130], на Законах Республики Беларусь «О занятости населения» [78], «О пенсионном обеспечении» [83] и др. В приведенных законодательных актах определены правовые, экономические, социальные и организационные основы управления занятостью населения Республики Беларусь в условиях многоукладной рыночной экономики, установлены обязанности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей по обеспечению  занятости, меры их ответственности за нарушение законодательства о занятости, пути совершенствования системы экономических взаимодействий между нанимателями, предъявляющими спрос на рабочую силу, и работниками, предлагающими свою рабочую силу, направления  совершенствования инфраструктуры рынка труда и др.

Основным элементом правового механизма, регулирующего проблемы занятости и безработицы и определяющего деятельность государственных органов, являются положения Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 года [78]. Закон даёт определения таких понятий, как занятость, безработица, безработные, подходящая работа; устанавливает порядок организации оплачиваемых общественных работ; определяет размеры пособия по безработице и сроки его выплаты; оговаривает участие профсоюзов в содействии занятости населения и т. д.

Вышеупомянутый Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики управления занятостью населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд  и социальную защиту от безработицы. Знание положений этого Закона важно как для тех, кто сам ищет работу, так и для тех, кто оказывает содействие другим в поиске работы.

По мнению многих ответственных специалистов и ученых в области трудового права (Василевич Г. А., Войтик А. А., Горбаток Н. А.,  Кеник К. И., Коробкина Т. В., Филипчик Р. И., Шишко Г. Б. и др.), действующее в Республике Беларусь законодательство в области регулирования трудовых отношений и, в частности, в области занятости населения, в целом соответствует аналогичному законодательству государств с развитой рыночной экономикой и требованиям ратифицированных Республикой Беларусь Конвенций Международной организации труда.

Структура правового механизма управления занятостью показана на рисунке 1.5 [16-А, с. 56].

Одним из основополагающих факторов формирования рыночной модели социально ориентированной экономики в Республике Беларусь является эффективная занятость. Многие экономисты под эффективной занятостью понимают такую занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда  [113,с. 79].

Одним из показателей в системе оценки эффективной занятости является уровень занятости населения профессиональным трудом. Данный коэффициент одна из характеристик благосостояния общества. В 2007 году численность 


Подпись: 25
ДоговорённостиПодпись: партнёрство

Подпись: Социальное

Подпись: Безработные


Рисунок 1.5 – Правовое обеспечение занятости в Республике Беларусь

 


занятого населения в стране составила 4,424 млн. чел., общая численность населения была 9,689 млн. чел. [57,с. 29].

В 1990 г. коэффициент занятости был равен 52,5 %, в 1995 г. – 43,2 %, а в 2000 г. – 44,3 %.

Снижение коэффициента занятости населения в 2007 г. к 1990 г. на 7 процентных пунктов, и который остаётся стабильным на протяжении последних десяти лет, тем не менее, подтверждает наличие фактического перехода от имевшего место ранее высокого уровня административно-командной занятости к рыночно реальной. Снижение уровня занятости говорит ещё и о том, что появились условия в виде свободного времени для занятия другими видами деятельности.

Вторым показателем является норма безработицы, её соотношение с естественным уровнем безработицы. Уровень безработицы определяется по состоянию на начало или конец периода в процентах как отношение  числа лиц, официально зарегистрированных в качестве безработных, к численности экономически активного населения [120, с. 291].

 Он применяется для оценки эффективности занятости в странах Запада, где естественный уровень безработицы определяют на основании научного анализа, который позволяет делать выводы о действенном или недейственном использовании трудовых ресурсов и в результате чего получают заключение о перепроизводстве или недопроизводстве внутреннего валового продукта.

Таблица 1.1 – Уровень безработицы в Республике Беларусь за 1995–2007 гг.

Показатель

1995

2000

2003

2004

2005

2007

 1 Экономически активное население, тыс. чел.

 2  Безработные,  тыс. чел.

 3 Уровень безработицы, в процентах к численности экономически активного населения

4524,2

114,6

2,9

4537,0

96,0

2,1

4480,0

140,7

3,1

4428,2

83,0

1,9

4426,3

76,5

1,5

4424,0

49,0

1,1

Как видно из таблицы 1.1, уровень официально зарегистрированной безработицы в стране нельзя считать тревожным, более того, в экономически развитых государствах 5-процентный порог уровня безработицы считается нормальным. Органы трудоустройства и статистики этих государств не рассматривают как безработных лиц, проживающих в застойных районах, где нет и не предвидится свободных рабочих мест. Эти лица не входят  в экономически активное население. Помощь им можно оказать только посредством принятия специальных государственных программ.