Этим объясняется необходимость государственного вмешательства в экономику переходного периода, которая обусловлена осуществлением процесса реформирования централизованно-управляемой экономики в рыночную. Эта проблема присуща только переходной экономике и обусловливает противоречивое единство усиления и ослабления государственного регулирования переходной экономики. С одной стороны, полное огосударствление постсоветской экономики требует её либерализации, т. е. уменьшения степени государственного вмешательства, но, с другой стороны, государство руководит процессом рыночных преобразований, что требует усиления его влияния в экономике, но в качественно новой роли.
Выступая с докладом «Государство для народа» на третьем Всебелорусском народном собрании Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко заявил: «В целом наша экономическая стратегия, предусматривающая активное участие государства в управлении экономикой, оказалась правильной. И мы не намерены отказываться от наработанного опыта, от сложившейся системы. Другое дело, что нам надо постоянно совершенствовать экономические методы работы, модернизировать экономику, чтобы не допустить закостенения и топтания на месте» [59, с. 3].
Основная функция государства в экономике состоит в защите экономических субъектов – их прав собственности, экономического выбора, свободы и т. д. Но это может быть осуществлено, когда все экономические субъекты будут действовать по установленным правилам игры – правилам поведения на рынке. Эти правила и поддерживаются (регулируются) государством [9, с. 224].
3.4.1 Программа развития на 2008–2012 гг.
Программа развития любого предприятия основывается на планировании, которое является самой важной функцией управления и характерно для всех видов деятельности. Планы определяют цели, которых нужно достичь, а планирование облегчает контроль за выполнением поставленных целей. Для предприятия план – это чётко сформулированная и количественно выраженная цель. Сущность планирования состоит в обоснованном определении средств её достижения. Эффективная деятельность предприятия в значительной степени зависит от того, насколько реально можно предвидеть перспективу развития, то есть прогнозирования [147, с. 146].
Главная задача планирования и прогнозирования – обеспечить долгосрочное конкурентное преимущество предприятия, в решении которой принимают участие все его службы. Объектами планирования и прогнозирования на предприятии являются: маркетинговые исследования как основа формирования стратегических планов и производственной программы, инновационная деятельность, ценовая политика, труд и кадры, финансы, материально-техническое обеспечение, социальное развитие, охрана окружающей среды и другие.
Степень детализации планов зависит от того, на какой срок они разрабатываются. Результатом планирования является система стратегических (долгосрочных, среднесрочных), текущих и краткосрочных планов. Важнейшие цели, которые преследуются в планировании предприятия, как правило, состоят в увеличении объёма продаж товарной массы, прибыли и доли рынка. План в ПО «Гомсельмаш» разрабатывают планово-экономическое управление и маркетинг-центр, а координирует всю работу главный экономист и генеральный директор.
Процесс стратегического планирования включает: формирование общих целей; определение детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5, 10 лет); определение путей и средств их достижения; контроль за выполнением поставленных целей на основе сопоставления фактических и плановых показателей.
Основой для стратегического планирования в ПО «Гомсельмаш» служат «Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы», утверждённая Указом Президента Республики Беларусь 25 марта 2005 г. № 150 [27], а также получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических потребностей как потребителей продукции, так и работников объединения.
В соответствии с п. 2.11 «Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы»: «В целях создания базы для совершенствования технологий производства сельскохозяйственной продукции, выполнения в научно обоснованные сроки комплекса работ в земледелии и животноводстве оптимизировать структуру машинно-тракторного парка и обеспечить к 2010 году потребность сельскохозяйственных организаций в основных видах технических средств:
– в зерноуборочных комбайнах – 14,5 тыс. единиц, в том числе пропускной способностью до 8 кг/с – 40–45 %, 8–10 кг/с – 45–50 и более 10 кг/с – 5–10 %, поставив не менее 8,6 тыс. комбайнов;
– в кормоуборочных комбайнах – 6,5 тыс. единиц.
Реализация мероприятий по техническому переоснащению сельскохозяйственного производства позволит обеспечить рост производительности труда не менее чем в 1,4 раза, снизить удельный расход материальных и энергетических ресурсов в 1,1–1,15 раза, существенно повысить комфортность работы механизаторов.
Общий объём финансирования технического переоснащения сельскохозяйственного производства в 2005–2010 гг. составит 5,5 трлн р.» [27, с. 33].
В таблице 3.7 приведены запланированные объёмы реализации продукции, произведённой в ПО «Гомсельмаш», в Республику Беларусь и на экспорт.
Таблица 3.7 – Планируемые объёмы реализации продукции ПО «Гомсельмаш»
в Республику Беларусь и на экспорт на 2008–2012 гг.
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Объём реализации в Республику Беларусь и на экспорт, млн дол. США |
446,9 |
505,1 |
580,8 |
682,2 |
768,2 |
В том числе объем экспорта, млн дол. США |
159,1 |
220,7 |
247,4 |
303,6 |
384,1 |
Удельный вес экспорта в общем объёме реализации, % |
35,6 |
43,7 |
42,6 |
44,5 |
50,0 |
Как видно из таблицы 3.7, начиная с 2008 г., планируется увеличение удельного веса экспорта в общем объёме реализуемой продукции и достижение его величины к 2013 г. до 50 %.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.