История понятия гражданского общества в раннесовременную эпоху и теоретический синтез, страница 6

3) Французские и британские концепции оказали большое воздействие на Германию через работы Канта, Фихте и целого ряда менее значительных авторов. Однако с точки зрения подготовки почвы для появления теории Гегеля немалую роль сыграл также и определенный интеллектуальный консерватизм, характерный как для политической, так и для идейной истории Германии. Мы имеем в виду сохранение в понятии «neuständische Gesellschaft»* характерного для Монтескье внимания к промежуточным структурам или силам: Ständeили сословия (в частности, derbürgerlicheStand**) должны были основываться на профессиональной мобильности и заслугах, а не на происхождении и наследовании; кроме того, речь идет об определенной разновидности конституционализма, представлявшего собой модернизацию, а не устранение присущей Ständestaatдуальности26. Тем не менее попытка модернизировать понятие сословий была оттеснена на задний план тем воздействием, которое возымело кантовское переосмысление понятия гражданского общества. Под гражданским обществом Кант понимал общество, основанное на универсальных правах человека, выходящих за рамки любых частных правовых или политических систем. В кантовской философии истории постулировалось некое всеобщее гражданское общество, основанное на принципе господства права, как телос человеческого развития. Кант однозначно отметал (в духе французской революции) любые компромиссы с корпоративными и сословными силами эпохи абсолютизма27. На место прежнего понятия Кант, а за ним и Фихте поставили понятие гражданского общества, staatsbürgerlicheGesellschaft***, осмысленное ими в духе французской Декларации 1789 г.28. В частности, в работах Фихте, согласно Манфреду Райделю, впервые были предложены два современных понятия: резкое разграничение государства и общества и осмысление самого общества с позиций индивидуализма и универсализма. В осуществлении этого перехода молодой Фихте двигался от либерализма в направлении радикальной демократии.

Оба эти направления немецких дискуссий о гражданском обществе — универсализм Канта и Фихте и плюрализм более консервативных мыслителей — были объединены в концепции Гегеля. Но при осуществлении своего великого синтеза Гегель заимствовал и элементы других направлений, в частности, выработанное шотландской школой понятие цивилизованного или экономического общества. Возможно, гегелевская концепция гражданского общества была и не первой современной концепцией, но мы полагаем, что автором первой современной теории гражданского общества был Гегель. Кроме того гегелевский синтез по сей день не утратил своей роли как источник теоретического вдохновения. Несмотря на наличие несогласных с нами теоретиков (Райдель, Луман), мы намерены доказывать, что ряд возникших после Гегеля важных теоретических традиций продолжал развиваться в рамках разработанной им аналитической модели — независимо от того, делалось ли это со ссылками на Гегеля или нет. Поэтому мы хотели бы представить Гегеля не с точки зрения концептуальной истории, анализирующей герменевтическую структуру наших понятий, а как важнейшего теоретического предшественника некоторых позднейших подходов, сохранивших вплоть до наших дней способность к глобальному интеллектуальному освоению действительности.

Гегелевскийсинтез

Все представленные выше исторические направления развития концепции гражданского общества находят свое отражение в гегелевской «Rechtsphilosophie» («Философии права»). Гегель является образцовым теоретиком гражданского общества вследствие синтезирующей направленности своего творчества и, самое главное, вследствие того, что ему первому удалось наиболее успешно изложить концепцию гражданского общества в виде теории высокоразвитого и сложного социального устройства.