История понятия гражданского общества в раннесовременную эпоху и теоретический синтез

Страницы работы

Содержание работы

2

Историяпонятиягражданскогообщества враннесовременнуюэпоху итеоретическийсинтез

Очеркисториипонятиягражданскогообщества враннесовременнуюэпоху

Говоря о политических моделях нашего времени, пользующихся понятием гражданского общества, следует отметить, что эти модели не только являются взаимно противоречивыми, но и демонстрируют относительную категориальную скудость. Кроме того, нуждается в прояснении вопрос о связи данных моделей с имеющимися богатыми традициями интерпретации понятия гражданского общества. Поскольку же эти традиции до сих пор не выявлены, остаются неисследованными также различия, существующие между новыми версиями указанного понятия и их историческими предшественниками. Таким образом, перенос в настоящее унаследованной от прошлого (или даже от нескольких различных типов прошлого) теоретической схемы, восприятие этой схемы как адекватной современным условиям является, по сути, актом произвольным и бездоказательным.

Первым важным шагом к восполнению названных упущений может, по нашему мнению, послужить предпринятое нами здесь освещение концептуальной истории понятия «гражданское общество». Такая история призвана прежде всего углубить и расширить категориальную структуру, используемую в современных исследованиях. Кроме того, она должна вычленить в данном понятии досовременные и современные слои, указать на его толкования, представляющиеся сомнительными и неадекватными для нашего времени. Концептуальная история не в состоянии устранить противоречия современного использования понятия, но она тем не менее способна помочь увидеть, чем чреваты указанные  противоречия и какой выбор из предлагаемых историей вариантов представляется ныне неприемлемым. Наконец, концептуальная история помогает уяснить место понятия «гражданское общество» в его различных употреблениях в той политической культуре, мотивационная сила которой еще не исчерпала себя, т.е. в политической культуре эпохи демократических революций. В свою очередь возрождение понятия гражданского общества является фактором, способствующим укреплению этой особой политической культуры.

Впервые понятие гражданского общества встречается у Аристотеля, называвшего его politikekoinoniaполитической общностью/сообществом. «Калькой» этого термина в латинском языке и явилось выражение «societas civilis» (гражданское общество). Данное понятие служило определением полиса, под которым подразумевался телос* человека как «политического животного»zoonpolitikon. Politikekoinoniaопределялось как публичная этико-политическая общность свободных и равных граждан, существующая в условиях основанной на законе системы правления. Между тем сам закон считался выражением этоса, совокупности общезначимых норм и ценностей, определяющих не только политические процедуры, но и содержательную сторону жизни, строящуюся в соответствии с развитыми представлениями о совершенных добродетелях и формах общения1. Сегодня символическим выражением того, как далеко мы ушли от греков, может послужить указание на отсутствие в понятии politikekoinoniaцелого ряда смысловых нюансов и логических оппозиций. Прежде всего, понятие Аристотеля не улавливает устанавливаемого нами различия между государством и обществом. Может показаться, будто опровержением этого утверждения является наличие у Аристотеля понятийной оппозиции polis-oikos, но oikos, домашнее хозяйство, означал в его философии остаточную категорию, ту природную среду, на фоне которой существовал polis. Politikekoinoniaлогически являет собой лишь один koinoniaиз многих (возможно, к их числу принадлежит и oikos, и все вообще виды человеческих ассоциаций — от профессиональных до дружеских и пр. группировок); существовало и более глубокое понимание, согласно которому politikekoinoniaесть всеохватывающая система социальных отношений, за пределами которой находятся лишь природные связи2. Поэтому не следует думать, будто polisи oikosпредставляют две (разные) системы социальных или политических отношений. Во-первых, oikosне являлся правовым образованием; управлялся не законом, а методами деспотического правления или господством владыки-хозяина. Во-вторых, множество домашних хозяйств не предполагало наличия некой системы: теоретически они должны были взаимодействовать между собой исключительно через polis: ведь через своих глав она были включены в polis. Что же касается экономических отношений за рамками домашних хозяйств, то они считались чем-то дополнительным, а когда эти отношения получали чрезмерное развитие, то это рассматривалось как некая патология3.

Похожие материалы

Информация о работе