Гегелевская теория социальной интеграции состоит из шести уровней: правовой основы (Rechtspflege); всеобщей власти (Polizei); корпорации; (бюрократической) исполнительной власти; собрания сословных представителей или законодательного собрания; общественного мнения. Хотя первые три уровня являются составными частями теории гражданского общества, а три вторых принадлежат к теории государства или, точнее, к области конституционного права, все в целом построение имеет вполне целостный вид78. Возможно, здесь есть смысл выделить две линии рассуждений, хотя сам Гегель, постоянно меняя их, двигаясь от одной к другой, делает их неразличимыми. Остановимся на этом двухуровневом рассмотрении социальной интеграции.
Как уже говорилось, система потребностей сама является у Гегеля интегрированной, но при этом интеграция имеет «внешний» (не зависящий от воли и сознания), незавершенный (не совсем всеобщий) и противоречивый характер. За пределами системы потребностей интеграция происходит, следуя двум различным логическим линиям: согласно логике государственного вмешательства в общественную сферу и логике порождения общественной солидарности, коллективной идентичности и общественной воли в рамках самого гражданского общества. По ходу изложения развитие двух этих логик просматривается весьма четко: одна линия — всеобщее государство, всеобщая власть, государь, исполнительная власть — отражает логику государственного вмешательства; другая — сословия, корпорация, собрание сословных представителей, общественное мнение — соответствует логике самопорождения солидарности и идентичности.
Эти две линии рассмотрения трудно отделить друг от друга лишь при рассмотрении отправления правосудия. В гегелевском изложении этот уровень являет возможность всеобщего (или, по крайней мере общезначимого) разрешения столкновений частных элементов гражданского общества. Здесь начинается преодоление Gegensittlichkeitкак разделения частного и всеобщего, правда, в форме, способной породить лишь ограниченную коллективную идентичность. Правовая личность отождествляется с коллективной только в форме абстрактных обязательств. Гегель не просто признает неэкономические предпосылки экономики в современном смысле слова, в законе о собственности и договоре79, но и считает, что их воздействие распространяется далеко за пределы экономики. В частности, издание правового кодекса и, более того, публичность судопроизводства являются событиями, обладающими всеобщим содержанием, событиями, обусловливающими появление всеобщего чувства справедливости80. Полный смысл этих рассуждений помогает прояснить гегелевское понимание концепции общественности (Öffentlichkeit), выходящей за рамки присущего римскому праву разделению на общественное и частное. Подробный анализ этой концепции мы дадим ниже, здесь же лишь подчеркнем, что Гегель усматривает наличие функциональной связи между современным законом и системой потребностей: одно необходимо для появления и воспроизводства другого. Однако он настаивает на том, что институционализация субъективных прав и объективного закона защищает свободу и достоинство современных субъектов таким способом, который может быть взаимно признан частными лицами, а не изолированными индивидами, столкнувшимися в некоем публичном процессе81. По мнению Гегеля, институционализация прав индивида в виде закона требует и государственного действия (он явно предпочитает кодификацию в виде статутов практике вынесения судебных приговоров, исходя из прецедентов82), и автономных культурных процессов. Он не является ни правовым позитивистом, ни теоретиком естественного права, ни представителем историзма. Для Гегеля всеобщие права характеризуются не только исторически ограниченной действительностью, даже если они и возникают в ходе культурного развития и могут получить всеобщее признание лишь в процессе образования (Bildung), возможность которого обеспечивается гражданским обществом83.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.