2-ой, основной этап включает 3 направления:
1. происходит выбор различных мер, способствующих устранению или снижению уже точно определенных отрицательных последствий риска. Например, при принятии решения о выпуске продукции потенциально опасной для здоровья людей (краски, лаки, аэрозоли, растворители и т.п.) необходимо использовать ярлыки, надписи, наклейки предупредительного характера.
2. разработка организационных процедур предупредительного характера, включающих в себя рекомендации действий для лиц, реализующих решения, если возникли неблагополучные последствия в ходе их осуществления. Разработка «ситуационных планов», которые состоят из следующих частей: их основой выступают так называемые нормативные планы, которые исходят из наиболее благоприятного хода решения. Они предусматривают установление критических точек как по срокам, так и по показателям, не достижение которых свидетельствует об отклонении в ходе решения.
Конкретными этими критическими точками может быть достижение какого-либо определенного размера прибыли, определенный уровень затрат по производству продукции, показатели эффективности использования оборотных средств. При недостаточности этих параметров в дополнении к нормативному плану разрабатывают ключевые допущения, которые могут уменьшить возможные отклонения в ходе этого решения. Поэтому сами ситуационные планы нельзя рассматривать как метод УПР, но они могут считаться определенным средством уменьшения неопределенности, т.к. лица, реализующие их более подготовлены, больше осведомлены о возможных отклонениях в ходе какого-либо решения.
3. выбор осуществления различных методов управления предпринимательскими рисками, которые могут способствовать его уменьшению или устранению.
В отличие от факторов микросреды воздействие факторов макросреды влияет на деятельность ни одного, а множества предприятий, поэтому их воздействие скорее может быть названо тенденцией.
В свою очередь воздействие макросреды состоит из следующих 6-ти групп тенденций:
1. тенденции научно-технической среды
2. тенденции природной среды
3. тенденции политической среды
4. тенденции экономической среды
5. тенденции демографической среды
6. тенденции среды культурного окружения.
Воздействие тенденций научно-технической среды проявляется в следующем:
ù постоянное ускорение НТП. 100 лет назад 7 из 10 продававшихся ныне товаров на рынке еще не производились
ù появление «безграничных» возможностей, владение новыми технологиями, которые обеспечивают располагающим ими фирмам получение прибыли
ù постоянный рост ассигнований на НИОКР, в большинстве различных стран основная доля затрат на НИОКР происходит в следующие 5 отраслей:
1. авиационная
2. электронная
3. химическая промышленность
4. машиностроение в частности автомобилестроение
5. ВПК
ù Повышение внимания к внедрению небольших усовершенствований в уже существующие товары. Согласно неоклассической теории риска некоторые фирмы предпочитают ориентироваться не на большую доходность, а на меньший риск.
Тенденции воздействия природной среды:
1. растущий дефицит некоторых видов сырья, полезных ископаемых (нехватка платины, золота, цинка, свинца уже сейчас, а к 2050г. – нефти, урана). Это подталкивает фирмы к поиску альтернативных источников сырья (увеличение затрат и инвестиций).
2. постепенное удорожание самих энергоносителей. За последние 10 лет цена 1 бареля нефти возросла в 10 раз.
3. постоянный рост загрязнения окружающей среды. Появление озоновых дыр, захоронение ядерных отходов и т.п. Необходимо считаться с общественным мнением.
4. вынужденное вмешательство государства в процесс контроля за экологией, рационального использования материальных ресурсов.
Политическое воздействие.
Основная тенденция воздействия проявляется как в растущем вмешательстве государства по регулированию предпринимательской деятельности, так и в росте законодательных актов, ее регулирующих.
3 причины:
1. необходимость защищать интересы фирмы от недобросовестной конкуренции. На словах предприниматели к прав превозносят конкуренцию, но на деле пытаются устранить своих конкурентов. Поэтому государство вынуждено всячески поощрять конкурентную борьбу => препятствует сговору.
2. необходимость защиты интересов покупателей от недобросовестной деловой практики фирм. Основные способы давления на покупателей:
ù выпуск некачественной продукции
ù ложь в рекламе
ù введение в заблуждение посредством упаковки, уровня цен и т.д.
3. необходимость защиты интересов общества в целом от недобросовестной деловой практики предприятий (экология, нравственность)
Экономическое воздействие.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.