Ответы на экзаменационные вопросы № 1-75 по курсу "Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски" (Составление основного этапа УПР. Оценка ПР с помощью риска изучения и риска действия), страница 13

5. По степени БР

все банковские операции классифицируются по возможной величине их риска. При этом следует руководствоваться нормативными документами ЦБ РФ (инструкция ЦБ РФ №1, 91г.). в тоже время ЦБ предоставил КБ право самостоятельно разрабатывать собственные классификации БР по степени риска, учитывая  регионы, где банки действуют, отраслей, согласовывая эти классификации с ним.

Если говорить об основной классификации, то здесь все банковские обязательства группируются в 3 раздела или 6 групп:

1. операции с отсутствием риска (1-й раздел совпадает с 1-ой группой).

В этот раздел относятся операции:

ù  хранение ДС на счетах и  в кассе банков

ù  средства на корреспондентском счете

ù  средства на резервном счете самого ЦБ

Степень риска этих операций ЦБ установил в пределе 1%. Т.о. безрисковые операции выступают не инвестирование средств, а просто их хранение, т.е. безрисковых операций в России нет.

2. Операции с пониженным риском.

Сюда относятся такие виды операций:

ù  операции с ц.б. Федерального Правительства

ù  ссуды гарантированные ФП

ù  финансирование государственных КВ

ù  операции с золотом и др. металлами

ù  операции с недвижимостью

ù  выдача кредитов другим банкам

Верхний предел риска 2-ой группы до 25%.

3. В него входят 4 группы (с 3 по 6-у). Операции с повышенным риском.

Деление этого раздела на отдельные группы связано с тем, что сама степень риска по разным группам будет различная.

3 группа Операции:

ù  выдача кр\ср ссуд клиентам (т.е. кредитов сроком до 1-го года и за минусом ссуд, гарантированных ФП

ù  факторинговые операции

Степень риска по 3-й группе до 60%.

4 группа Операции:

ù  выдача дл\ср ссуд клиентам (т.е. сроком более 1 года за минусом ссуд гарантированных ФП)

ù  лизинговые операции. Степень риска до 70%

5 группа Операции:

ù  с ц.б. акционерных обществ и предприятий. Степень риска до 80%.

ù  Другие права участия, приобретаемые банком

6 группа Операции:

ù  Приобретение просроченной задолженности по ссудам. Степень риска 100%

9.По методам регулирования БР

Специфика банковской деятельности требует особых методов уменьшения БР, среди которых можно выделить:

1.  банковская диверсификация, под которой понимают перераспределение кредитов в мелких суммах, предоставляемых большему количеству клиентов при сохранении общего размера операций банка

2.  выдача крупных кредитов только на консорциональнойоснове, т.е. по межбанковским соглашениям

3.  введение депозитных сертификатов

4.  страхование кредитов и депозитов

5.  введение

6.  залогового права и выдача ссуд под гарантию

19. Допустимые значения коэф-тов ликвидности.

Коэффициент ликвидности 1-го порядка (коэф-нт абсолютной ликвидности). В мировой практике принято считать, что нормальное значение этого коэффициента должно быть не менее 0,2 – 0,25.

Коэффициент ликвидности 2-го порядка. В мировой практике значение должно быть не менее 0,7-0,8 (или даже не менее 1).

Коэффициент ликвидности 3-го порядка (коэф-нт покрытия). В мировой практике нормативное значение этого коэф-нта от 2 до 4, но применительно к российским условиям приемлемы и 1,7; 1,8, но не меньше 1.

20.(см. 14) Риски на макроэк-м уровне.

Риски на макроэкономическом уровне разделяются на 2 вида:

ù  народнохозяйственные риски. Субъектами являются высшие органы законодательной и исполнительной власти. Н\х риски связаны с 2-мя обстоятельствами:

·  риски, возникающие при формировании ( выборе) основной концепции экономического развития РФ. Это проявляется в концепции перехода от центрального управления экономикой к развитию рыночных отношений. Как и все другие подобные мероприятия, этот переход имеет как возможные положительные последствия, так и отрицательные рисковые проявления

Среди положительных мотивов могут быть:

Наполнение рынка необходимыми товарами, стабилизация рыночного обращения, сокращение государственных дотаций, уменьшение дефицита бюджета, снижение роста государственного долга, а главное возможное увеличение стимулов  к труду (на базе соединения интер-в форм собственности).