Ответы на экзаменационные вопросы № 1-75 по курсу "Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски" (Составление основного этапа УПР. Оценка ПР с помощью риска изучения и риска действия), страница 49

Маркетинговые посредники входят достаточно разнообразные организации, к которым относят: рекламные агентства, фирмы маркетинговых исследований, консультационные фирмы, в т.ч. по исследованию проблем инвестирования и предпринимательского риска.

В отличие от торговых посредников пользование услугами этой категории менее обязательно. Т.к. ФМ-р должен сам определиться будет ли фирма стараться выполнять допустим необходимые маркетинговые исследования самостоятельно или прибегать к услугам этих посредников.

Кроме того, следует понимать, что эта категория посредников значительно отличается торговыми возможностями, качеством выполненных  работ, их объемами и расценками.

Кредитно-финансовые посредники: банки, кредитные компании, страховые и прочие организации помогающие нашей фирме финансировать её сделки и\или страховать себя от различных видов предпринимательского риска в связи с покупкой и продажей товаров и инвестирования средств.

Как и в случае с торговыми посредниками пользование услугами этой группы посредников для фирмы обязательно.

Покупатели (клиенты). Принято выделять 5 категорий покупателей:

10.  потребительский рынок – это отдельные физлица, приобретающие товары и услуги для личного потребления.

11.  рынок производителей – это юрлица и физлица, приобретающие товары и услуги для дальнейшего использования в процессе производства.

12.  рынок промежуточных продавцов – это юридические или физлица, приобретающие товары и услуги для последующей их перепродажи в сфере обращения с целью получения прибыли.

13.  рынок государственных учреждений: бюджетные организации, приобретающие товары и услуги, а также жилищно-коммунальное хоз-во, либо приобретающие услуги в целях благотворительности.

14.  международный рынок: все 4 вышеназванные категории покупателей, но находящиеся за рубежом для производителя.

Конкуренты. Следует различать 2 понятия конкуренции. В наиболее простом понимании конкурент – любое физ или юрлицо, производящее аналогичные (схожие) товары, услуги, пытающиеся реализовать их на рынке сбыта и т.о. ограничивающие наша возможности по извлечению дохода.

С этой т.з. действующее законодательство должно всячески поощрять конкурентную борьбу и препятствовать сговору  на рынке  сбыта продукции.

Кроме того, выделяют термин конкуренция, с т.з. удовлетворения конечных потребителей «покупателя». Различают понятия «желание – конкуренты», «товарно – родовые конкуренты», «товарно-видовые конкуренты», «марки конкуренты».

В этом понимании конкуренции понятие «марки – конкуренты»  сводится к тому, что продукция многих фирм конкурентоспособна, что покупатель кроме уровня  качества и конкурентоспособности ориентируется н дизайн, упаковку, место для реализации.

Поэтому если ГП обладает способностью удовлетворять желания покупателей в виде марки – конкурента, то можно говорить о необходимом уровне ее конкурентоспособности.

Под понятием контактные аудитории понимают любые группы, которые проявляют к нашей фирме реальный или потенциальный интерес и оказывают влияние на возможности ФМ-ра по извлечению доходов и инвестированию средств.

Контактные аудитории классифицируются по 2-м признакам:

5.  по характеру воздействия на финансовые интересы нашей фирмы. Бывают 3-х видов.

ù  Благотворные аудитории, группы, интерес которых к нашей фирме вносит положительный характер (спонсоры)

ù  Искомые аудитории, т.е. те, чьи заинтересованности фирма ищет, но не всегда находит (СМИ, аудиторские компании, депутаты и др.). Важный вид. Все органы законодательной и исполнительной власти.

ù  Нежелательные аудитории, т.е. те, чьи интересы фирма не должна привлекать, но вынуждена считаться с ними, если они проявляются (налоговая инспекция, потребительские союзы, зеленые).

6.  по экономическому содержанию:

ù  финансовые круги, которые оказывают влияние на способности нашей фирмы обеспечить себя капиталом. К ним относятся банки (если банк является только хранителем счета, то банк – посредник, но если фирма пользуется заемным капиталом, то банк не только посредник, но и контактная аудитория), инвестиционные компании, брокерские фирмы, акционеры.