Конспект лекций по Гомилетике
III курс, 1-е полугодие
Заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков
Содержание:
1. Литература__________________________
2. Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа
3. Проповедь святых апостолов___________
4. Период мужей апостольских____________
5. Святой Григорий Неокесарийский Чудотворец
6. Святой Ипполит Римский_____________
7. Мефодий Патарский (или Тирский, или Римский)
8. Святой Макарий Великий_____________
. Марк Подвижник_______________________
2. Авва Исаия____________________________
3. Прп. Ефрем Сирин_____________________
4. Догматико-полемическое направление проповеди
5. Святой Кирилл Иерусалимский__________
6. Ораторско-практическое направление проповеди
7. Святой Василий Великий_______________
7.1 Внешняя сторона проповедей св. Василия Великого
8. Святой Григорий Богослов_____________
9. Святой Григорий Нисский_____________
10. Святой Иоанн Златоуст
О проповедях: БВ, ХЧ, ТКДА. Именно в журнале ТКДА очень много статей о проповеднической деятельности свв. оо. Благодаря кипучей деятельности Певни,цкого, который почти 60 лет трудился на почве Гомилетики, особенно ценны его проповеди на пассии, в которых он очень внимательно относился к тем духовным процессам, которые происходили в обществе, и довольно глубоко он проникал в суть явлений, с пророческим прозрением будущего он оценивал наблюдаемые события. Они представляют интерес и для нашего времени. Его перу принадлежат статьи:
«Святой Ипполит и памятники его проповедничества», ТКДА 1885, 1-й номер. Более 30 стр. печатного текста. Во 2-м номере – продолжение.
Статья о св. Григорие Двоеслове, ТКДА, 1864 №11.
«Гомилетика святого Григория Двоеслова» №1, 9, 1865. Главным образом, здесь имеется в виду его произведение «Правило пастырское», и сами проповеди. В «Правиле» даются советы, наставления, рекомендации для проповедника, а в проповедях раскрываются эти наставления.
«Святой Иоанн Креститель как проповедник покаяния», ТКДА 1868, №1.
«Проповеди св. Максима Туринского», ТКДА 1868, №№5-6.
«Образ Господа Иисуса Христа как Учителя», ТКДА 1868, №9-10.
«Релатские проповедники...», ТКДА, 1870 №№??
«Лев Великий и его проповеди», ТКДА, 1871. №№1-2.
«Беседы св. Григория Великого на книгу пророка Иезекииля», ТКДА, 1871, №№??
«Проповедь первенствующей Церкви», ТКДА, 1875, №?
1876 ?
«Следы проповедничества в древнейшей отеческой письменности», ТКДА, 1878. №№1,3
Об Оригене:
«Ориген и его проповеди" ТКДА, 1879, №№2,11, 1880 №№3-4.
«Ближайшие сотрудники Оригена в деле проповеди», ТКДА, 1883. №3.
«Святой Григорий Чудотворец и приписываемые ему проповеди». ТКДА, 1884 №3. Он – ученик Оригена. (См. тж. монографию проф. Сагарды с переводом этих проповедей – очень интересный труд, очень хороший перевод).
Статья проф. Сагарды. «Порядки и обычаи, соблюдавшиеся при произнесении проповеди в Древней Церкви». 1885. №№4,10,11, 1886. 1,3,5.
Певницкий (продолжение).
«Образование отцов-проповедников IV века»
«Из истории Гомилетики как науки» (рассматривает гомилетические взгляды блж. Августина)
«О содержании проповедей». ТКДА, 1902, 1903, 1904.
«О характере проповедей». ТКДА, 1904, №9.
«Популярность. Обязательные качества проповеди» 1905. Здесь о популярности не в дешевом смысле, а о своевременности и доступности. ТКДА, 1905. №8.
«О приготовлении проповедей». ТКДА, 1905, №12.
Другие:
Гроссу. «Певницкий как гомилет». ТКДА, 1911, №9.
Гроссу. «Основной характер проповеди св. Иоанна Златоуста» 1907.
Гроссу. «Исторические типы церковной проповеди». ТКДА, 1901 №11.
Барсов Н., проф. «Очерки по истории христианской проповеди».
Барсов Н., проф. «История первобытной христианской проповеди». СПб., 1885. (I-III вв.).
Барсов Н., проф. «Учение о существе или природе христианской литургийной проповеди». СПб., 1887.
Барсов Н., проф. Лекции по Гомилетике (1887-89). Сохранились в литографии.
Барсов Н., проф. «Очерки по истории христианской проповеди». Описываются представители нравственно-аскетической, ораторско-практической и догматико-полемической проповеди. Это деление довольно точно определяет характер проповеди IV столетия. Этот труд – продолжение первого труда, который заканчивался III столетием. Это деление имеет довольно условный характер, потому что проповедники в зависимости от целей и задач могли произносить любой вид проповеди, в этом отношении очень знаменит св. Василий Великий, который вел подвижническую жизнь, значит, ему присуща нрав.-аскет. проп-дь, но у него чаще встречаются другие два вида проповеди, особенно ораторско-практическая.
Теоретические труды и учебные пособия:
О церковном красноречии Певницкого.
Учебник по Гомилетике проф. Тодорова на болгарском 1950‑е гг.
проф. прот. Ветелев ? Лекции в МДА. Для самостоятельного изучения. Труд небольшой.
Будем обращаться к святоотеческой проповеди. Несколько проповедей будут даны для самостоятельной проработки, чтобы прочитали и зафиксировали в тетради. То, что сдадим зимой, не будет выноситься весной, но будет проверяться внимательность отношения к лекциям.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.