Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 47

3. 2 послания (краткое – в латинской версии; обширное – в греческой);

4. молитвы;

5. серия бесед (часть арабском переводе, 7 на греческом);

6. Apoftegmata patrum, среди которых часть надписана именем св. Макария Египетского.

В XVII столетии возникло сомнение о принадлежности этих произведений прп. Макарию. В этих произведениях очень подробно и довольно точно раскрывается учение о благодати. Оно есть и у других подвижников, но здесь оно представлено настолько полно и точно, что оно не могло быть так точно выражено во время жизни (как считают противники авторства), оно могло быть место только в период пелагианских споров (конец IV – нач. V века). Наиболее точно они отражены у блж. Августина (на самом деле у св. Иоанна Кассиана). Некоторые исследователи указывали, что будто здесь есть такие мысли, которые принадлежат некоторым еретикам, которые жили в самом конце IV – начале V столетия – мессалиане – указывают и на представителя этого направления V века. Как показали более поздние исследования, учение, которое содержится в произведениях с именем прп. Макария, воспринималось Церковью как православное. В 1954 году один из западных ученых Егер в статье показал, что некоторые произведения (как большое послание) с именем Макария и произведение св. Григория Нисского очень сходны между собой и могут считаться произведением одного автора.

Вопрос об авторстве 50 бесед и 7-ми слов о совершенстве пока открыт. Он может быть решен лишь после нового критического издания его творений. Патрология Quasten'a 3-й том рассматривает эту проблему.

Содержание этих бесед, несомненно, отражает православное учение о благодати, и вопрос о мессалианском их происхождении отпадает.

Макарий не получил методического образования, всю свою жизнь он прожил в пустыне вдали от тогдашней образованности. У него упоминаются мнения мудрецов, критикует мнения Сократа, Платона, Аристотеля, хотя к ним как личностям высказывает иногда уважение. Много сравнений из жизни природы, из искусства, из гражданской жизни. Знаком с естественными науками, условиями общественной жизни, гражданскими учреждениями, политической жизнью.

Основные произведения дошли на греческом (беседы и 7 слов о совершенстве), и это служит доказательством образованности автора произведений. Исследователи, изучая греческий текст, встречаются с тем, что язык отличается совершенством, имеются многие суждения, которые свидетельствуют о том, что автор прекрасно разбирается в тонкостях греческого языка.

Из жизнеописания прп. Макария известно, что он не изучал ораторское искусство, подобно тому, как мы это видим на примере св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста, но в произведениях проявляется ораторское искусство, но не школьное, а природное, которое присуще автору этих произведений. Мы обнаруживаем глубокое знание человеческой души, психологических процессов в душе человека. Он очень тонко анализирует духовное состояние человека, когда он поражен теми или иными пороками, страстями. Духовная брать, процессы, которые касаются этой стороны дела, всегда способствуют нравственно-аскетическому направлению проповеди.

По внешней форме его произведения оригинальное явление, которое свидетельствует, что беседы отличаются диалогической формой. 7 слов о совершенстве в терминологическом смысле не соответствуют названию, потому что там есть элементы диалога (значит, это не "слова"). Нравственно-аскетическая проповедь имеет связь с древней проповедью именно благодаря диалогической форме. "Словами" в IV веке они не могут быть названы: отсутствует искусственное построение, явно присутствует собеседовательная форма. Последнее явно прослеживается в беседах: 6-8 беседы, 12-я, 15-я, 26-я, 27-я, 37-я 40-я. Здесь ставятся вопросы, и на них дается ответ, поэтому в этих беседах не всегда соблюдается тематическое начало, потому что вопросы касаются разных предметов.