Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 101

Тогда же он написал о святом мученике Вавиле. Поводом к написанию этого апологетического сочинения было замечательное происшествие в правление императора Юлиана в пригороде Антиохии Дафне. Дафна – одно из лучших предместий Антиохии и привлекала множество народа обилием источников, кипарисовой рощей. Но ещё более славилось это место между язычниками своим храмом в честь Аполлона и источнику, которому язычники приписывали сообщать дар предведения будущего. Это место для многих сделалось местом шумных пиров и наслаждений. Даже в разговорах было стыдно упоминать это предместье Антиохии, это было синонимом порока и страстей. Чтобы успешно бороться против этого зла, брат Юлиана Галл решился построить в Дафне христианский храм и перенести туда гробницу св. мученика Вавилы. Он полагал, что присутствие останков мученика обуздает страсти посетителей этого места и направит помыслы горе. Действительно, в душе посещавших это место воцарялось благоговение и сокрушение о своей греховности. Юлиан Отступник в 362 году, находясь в Антиохии, с досадой узнал, что в Дафне прекратились прорицания, и, по своей ожесточенности, решил возобновить храм Аполлона и решил узнать, почему прекратились порицания. Суеверный почитатель идолов Юлиан прибыл в храм, принес Аполлону дары, пролил в его честь потоки крови животных и долго не мог узнать ответа на свой вопрос. От оракула он получил ответ, что не может дать прорицаний по причине мертвых. Юлиан понял тайный смысл этой речи, догадавшись, что ненавистен Аполлону св. мученик Вавила, и приказал удалить гробницу почитаемого мученика Вавилы. Жители были возмущены действиями Юлиана, и тогда совершилось событие, которое всенародно показало божественность христианства и покрыло позором Юлиана и всех родителей язычества. Христиане с торжественностью принесли в Антиохию мощи священномученика и пели псалмы, в которых говорится о ничтожестве идолов. Весь народ произносил: "да постыдятся вси кланяющиеся истуканам". Юлиан повелел схватить и наказать всех ревностных. Узнав, что гонение побуждает в христиан ещё большую ревность, он отменил это повеление. Он надеялся, что восстановление храма Аполлона возбудит в жителях Антиохии ревность к дарам Аполлону. Но он потом узнал, что, кроме жреца, никто не явился на празднество, и только один гусь был принесен Аполлону. Но Юлиана ожидало и новое поражение. Статуи Аполлона были истреблены пожаром. Язычники с негодованием приняли это событие и обычно они обвиняли христиан в поджоге, но при строгом исследовании не нашли виновного. Христиане верили, что огонь спал с неба. Это показывает самые следы пожара – огонь был как бы брошен с неба рукой, остались только стены и колонны как знамение победы мученика Вавилы.

История Вавилы – это поучительнейшая часть истории вражды язычества против христианства и победы христианства над идолослужением. Тщетны все усилия защитить дело, которое само по себе мертво. Если же дело само по себе имеет силу, то тщетны все попытки уничтожить его, оно ещё более укрепится и прославится. Цари и властители, волхвы и демоны вооружались на веру Христову, и по слову пророческому, "стрелы младенец быша язвы им". Язычники добились только, что весь мир стал называть их жестокими. Философы в борьбе с нами проявили свою ничтожность.

Жители Антиохии знали св. Иоанна и его плодотворное служение в сане диакона и желали видеть его в сане пресвитера, чтобы наслаждаться его наставлениями, которые могли звучать как изустное слово, а не только как письменные произведения, которые все знали. До получения пресвитерского сана Златоуст не произносил устно своих слов, хотя народ знал его письменные творения, к которым часто прибегали. Его слово оказывало большое влияние на тех, кто соприкасался со Златоустом, кто читал его произведения. Естественно, что самому Флавиану, преемнику Мелетия, было это известно. Есть предание, что Иоанн Златоуст был чудесным образом указан Флавиану, как сосуд, через который Бог благоволил привести к Себе множество людей.