Беседы "О блаженствах" существенно отличается от объяснений на книги ВЗ. Здесь меньше места для иносказаний, вместо отвлеченных толкований беседы содержат в себе ряд прекрасных частных нравоучительных мыслей, основанных на догматическом учении. Говоря об умерщвлении страстей и похотей, проповедник обосновывает свои мысли на учении о древнем грехопадении, о порче человеческой природы. Ефесский Собор приводит это толкование на блаженства в своем учении о двух естествах. Прп. Иоанн Дамаскин и блж. Феодорит также приводят выдержки их этих бесед Григория. Проповедник непосредственно говорит о том, что составляет сущность заповедей блаженств, одновременно он говорит о догматических основах.
Особенно замечательна живость объяснения, типы кичливого, гневливого в 3-й и 7-й беседах, что очень напоминает проповеди св. Василия Великого такого характера.
В 4-й беседе, объясняя "блаженны алчущие...", он замечает, что как недостаток физического аппетита есть признак скопления в желудке болезней, так и недостаток духовного алкания есть скопление нечистых помыслов в нашей душе.
Объясняя "блаженны чистые сердцем": Бог невидим в Своем существе, но Он виден по свойствам и действам Своей благодати Премудрости и всемогущества, что способствует видением Бога. Люди чистые сердцем видят в себе образ Виновника этой чистоты.
Проповеди на разные случаи – 27. Обычно разделяются на
- догматические
- нравообличительные
- похвальные.
Это деление является несколько условным, потому что беседы содержат в себе и догматические, и нравообличительные мысли, святые отцы всегда рассматривали догматы как основу нравственности.
Догматические:
"К скорбящим о преставльшихся..." – рассуждения о загробной участи людей. Целый трактат, скорее всего было переработано, и объем в результате увеличился. Возможно, что проповедник на эту тему произносил не одну проповедь, затем он объединил это и представил это в виде отдельной книге.
"О божестве Отца, Сына и Духа и о вере Авраама". Аномеев он сравнивает с древними философами, которые заблуждались, и поэтому отвергли проповедь апостола Павла в Афинах. Он обосновывает единосущие Бога Отца и Сына. Главный аргумент – исповедание веры Авраамом, как это представлено в Евр. 6.
"Слово о Святом Духе против македониан".
"Слово против Ария и Савеллия".
Бо,льшая часть праздничных:
"На Рождество Христово и избиение младенцев
"На день Крещения Господня"
"На праздник Пасхи – 3 слова"
"На Вознесение",
"На праздник Пятидесятницы".
С именем св. Григория сохранилось 5 проповедей на Пасху, но только 3 из них принадлежат ему. Первое слово – ночью на пасхальном богослужении. Христианская Пасха – осуществление того, что предречено в Законе и Пророках. Отроча – это Овча, о Котором предсказывал Исаия.
Второе слово на Пасху состоит из 2-х частей:
Во 2-й части доказывает необходимость, истинность и возможность воскресения. Воскресение Христово необходимо, потому что Бог не для того создал человека, чтобы оставить его погибнуть совершенно. И тело должно участвовать в суде, потому что душа вместе с телом творило добродетели или грех.
Слово на Вознесение – нравоучительное объяснение Псалмов 23, 24, которые суть часть богослужения этого праздника.
На свое рукоположение. Некоторые отвергают его аутентичность – в нем упоминается о глубокой старости автора, у которого волос седой, сила ослабела, речь дрожит. Но приемы речи сходны с подлинными проповедями. Здесь имеется полемика против духоборцев, употребляется терминология св. Григория, приемы полемики также сходны. Здесь нет ни слова о посвящении о проповедника, поэтому думают, что позднее заглавие неправильно, и у прп. Иоанна Дамаскина значится другое заглавие этого слова: "Слово, которое было произнесено в КП", что было, когда св. Григорий был уже старым.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.