Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 92

В начале объясняет цель своих толкований – не показаться нарушителями заповедей: испытывать Писания и обратиться к тому, что недоступно чувственному пониманию и так достигнуть жизни вечной. Толкования на Екклесиаст всецело проникнуты духом Екклесиаста. Жизнь человеческая представляется тяжелой, неприглядной, хотя там и встречаются радости. "Суета сует" – это он принимает, поэтому говорит не любить то, что любит мир, призывает полюбить страдания, в которых душа человека очищается, как золото в горниле. Радость предоставлена в надежде осуществления того, что обетовано. До грехопадения смерти не было, болезней не было, "мое" и "твое" не было, право участия в благе одинаково принадлежал всем, не было ненависти, незнакомо было любостяжание. Люди ныне предаются любостяжанию, другим порокам, а об истинной жизни не помышляют.

Главный мотив в исправлении жизни: будущий страшный Суд и мздовоздаяние. Близко к мотивам, которыми пользуется св. Ефрем – вызвать скорбь, чтобы человек оплакал своё состояние и устремлялся к исправлению своей жизни и к нескончаемой жизни, которая дана упованием.

Особого внимания заслуживает 3 беседа на Еккл. Обращаясь к тексту, он объясняет: слово начинается осуждением. Как вода из определенного источника, остается той же водой везде, так и удовольствие, будучи одним по сути, имеет различный вид. Жилище придумано для удобства, но стремление к удовольствию делает его приятным для глаза. Чистое стекло окрашивают в различные цвета. На потолке деревья обращены вновь в мнимые деревья. Умалчиваю о золоте, вытянутом в тонкие плевы. Гвоздями прибиты к резьбе листы из серебра. Только не хватает им прибить к потолку солнечные лучи. Купальня целыми реками орошается. Около здания столбы мидийские, финикийские, кесарийские. Видны мраморные изваяния, в которых совершается блуд очами.

Знаю я другое слово – учение из СП, другое серебро – Слово Божие. Добродетели служат лучшими украшениями, нежели различные камни. Помост – воздержание, упование небесного – потолок, убранством пусть служит нетление и бесстрастие, правда и негневливость, благочестие,.. столпы, поддерживающие крыльцо души – постоянство и неподвижность во всем добром. Вожделевая состязания в беге – имей упражнения в заповедях. Он обращает внимание на духовные украшения, которые составляют истинный плод духовных устремлений. Описание внутреннего убранства жилища не является самоцелью, а св. Григорий путем противопоставления стремится показать большую трату, которую нужно производить на это. Подлинное украшение заключается в том, что не требует таких затрат. Человеку свойственно стремиться к добродетели, только об этом не надо забывать.

В этой 3-й беседе он затем обращается к изображению возделывания винограда и вина и считает, что приготовление вин является проявлением роскоши, характерной для людей его времени. Это побуждает его говорить о вреде пьянства. В этом отношении он очень близко подходит к св. Василию (На упивающихся). Он подробно изображает различного рода пиршества, как виночерпии облачаются в соответствующие одеяние, чтобы подающие вино привлекали внимание и ласкали взор сидящих за столом. Пиршества сопровождались выступлением певцов, которые пели похотливые песни, чтобы усиливать разжигающее действие вина, затем переходит к последствиям пьянства и увещанию: нужно обращаться к насаждению виноградника Божия в душе – райского сада, чтобы в нем возрастали плоды добродетели, которые нужно собирать в сокровищницу на небесах.

Здесь он обличает и ростовщичество не менее, чем св. Василий в своей беседе на 14 псалом.