Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 66

02.02.99

Святой Кирилл, говоря о необходимости для верующих знать свой Символ: "Не все могут читать СП, одним простота, другим занятия препятствуют приобретениям знания его, поэтому чтобы не погибла какая душа, всё учение веры заключено в немногих стихах. Желательно, чтобы вы помнили его слово в слово, но не записывали, чтобы никто из оглашенных не услышал преданного вам... Чтобы кроме него не принимали другого исповедания. Выслушивай и подтверждение из СП на каждое речение. Из всего СП выбрано самое существенное, и составляется вера.

В основу проповедей он полагает СП. Поэтому, прежде всего, в начале он приводит соответствующий текст СП, затем текст того или иного члена Символа веры, затем рассуждения, которые также подтверждаются рассуждениями из СП.

По внешней конструкции отличаются стройностью, последовательностью, и каждое поучение очень обстоятельно раскрывают предмет, который избрал св. Кирилл. Лучшее по построению 5-е поучение (о вере), которое необходимо рассмотреть самостоятельно и законспектировать. 14-е поучение (о воскресении мертвых).

Есть описание таинств при Крещении и Миропомазании, но самое главное – раскрытие сущности таинств.

В 1-м огласительном слове св. Кирилл предлагает увещание к духовном обновлению через веру в Спасителя.

Во 2-м огласительном о необходимости и спасительности Покаяния.

В 3-м Крещения.

В 4-м о главных предметах веры, исчисляя которые, св. Кирилл также перечисляет канонические книги СП ВЗ и НЗ. Здесь же о свободе воли и других моментах.

В 5-м поучении – о вере. Очень интересное поучение по своему построению и содержанию. Здесь и обширность, и множество текстов СП, и некоторые оригинальные мысли и суждения. Говорится о вере вообще, о ее видах, о вере догматической и деятельной. Когда он рассуждает о вере вообще, то приводит рассуждения о вере в обыденной действительности.

С 6 по 18 он изъясняет крещальный Символ Иерусалимской Церкви.

С 6-9 о Боге-Творце и Промыслители – 1-й член Иерусалимского Символа.

10 посвящено учению о Втором Лице Пресвятой Троицы.

11-12 – о вечном бытии Сына Божия, Его воплощении

13 – о плодах крестной смерти Спасителя.

14 – о воскресении Христовом и воскресении вообще.

15 – о 2-м пришествии и всеобщем суде.

16 – о Святом Духе.

17 – о Церкви.

18 – о воскресении мертвых (всеобщее воскресение и вечная жизнь, участь грешников).

Тайноводственные поучения объясняют сущность таинств Крещения, Миропомазания – 19-20

21 – о таинстве Евхаристии.

Особенность раскрытия догматических истин в поучениях состоит в том, что св. Кирилл объясняет каждый догмат как со стороны положительной, так отрицательной – т.е. излагает учение и опровергает лжеучения. Главным образом, основывается на СП, говорит о СП как источнике вероучения многократно, настаивает, что ниодной божественной тайны не должно предлагать без СП; если на каждый предмет не услышишь свидетельства пророков – не верь словам (поэтому в поучениях св. Кирилла так много текстов СП).

Из отцов Церкви он, главным образом, заимствует исторические свидетельства (например, об учении древних еретиков). Из Климента Александрийского он брал сравнения. Но чаще берет примеры и сравнения из природы.

Беседа о расслабленном – образец аналитической беседы того типа проповеди, которое ещё во времена св. Кирилла не приобрела полного господства. Толкуя стих за стихом библейский текст, проповедник извлекает из каждого слова нравоучение, а не филологические и другие рассуждения, как это было характерно для Оригена. "Где явится Иисус, там и спасение – видит ли мытаря, сидящего на мытнице – делает апостолом, слепым дарит зрение, глухим слух, купель осматривает не здание, но чтобы исцелить. Видит он человека, обремененного тяжкой болезнью, предложен вопрос: хощеши ли цел быти, и не сказал большего. Не телом только, но и духом страдал расслабленный, поэтому вопросил его. Поелику спасение от веры, поэтому и сказано: хочешь ли? Врачи телесные не в силах сказать сего, Иисус и хотение дарует, и веру приемлет, и дар дает безмездно. Спаситель проходил некогда путем, и сидели 2 слепца, которые не видели телесно, но имели просвещенный ум, Кого не видели фарисеи, Того они увидели и вопияли: помилуй мя, Сыне Давидов..." Цель проповедника – приведя случай исцеления двух слепцов, подчеркнуть величие и божественное достоинство Спасителя – Единый от Единого – скрытая полемика против ариан.