Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 99

Со временем пребывания Златоуста в иноческих обителях связаны и другие произведения. До него дошла оскорбительная весть о преследованиях монахов. Монашеская жизнь привлекала многих юношей, и они приходили, проникались желанием вести такой образ жизни, и некоторые из них оставались в монастыре. Родителям такого рода явления не могли нравиться, в особенности для тех родителей, которые стремились воспитать своего сына, дать ему такое образование, которое способствовало занятию определенной должности, карьеры. Родители же стремились извлечь из среды монахов этих юношей. Это не могло не вызвать негодования Златоуста, тем более, что потворствовал этому император Валент, ариане видели в монахах силу, которая препятствовала распространению арианства. Валент приказал извлекать монахов из пустыней и привлекать их на военную службу. Он ненавидел православных и жестоко преследовал иноков, поскольку из их среды выходило много твердых защитников православия. Его указ придал вид законности притеснениям монахов, и толпа желала повеселиться, извлекали монашествующих из обителей, и это доставляло удовольствие людям, которым нравились увеселения. Это дошло до Златоуста. Некоторые верующие даже возмущались тем, что дети их уходили в монастыри. Он написал 2 наставления: отцу верующему и отцу неверующему. Обоим он по-разному объяснял сущность происходящего, но в обоих случаях он призывает, чтобы родители спокойно относились к решению своих взрослых сыновей, которые выбирают подвиг добровольно и по велению сердца.

22.03.99

Иоанн решился выразить свое отношение к этим событиям и написал 3 слова против восстающих на монашескую жизнь. В этих словах последовательно рассматриваются те обвинения, которые были выдвинуты императору Валенту, те аргументы, которые выдвигали обиженные родители. От этого святые мужи не только не потерпят вреда, но и возымеют большую награду.

В одном из слов он говорит, что считает и всегда желал бы, чтобы живущие в мире не имели нужды удаляться в горы и пустынники нашли бы себе удобным уйти в города. Но он опасается, как бы не лишить их этим нравственной чистоты и не предать их демонам. Я желал бы, чтобы в городах было столько благочиния, что не надо было бы уходить в пустыню, но в городах процветает беззаконие, и надо порицать не тех, кто их них бегут, а те, кто сделал города такими.

Иоанн обращается к честолюбивому богатому язычнику, который жалуется на иноков, которые разрушили его мечты о блеске и знаменитости своего потомства. Он говорит о преимуществах иноков, о влиянии и почете иноков среди мирян. Иоанн указывает, что напрасно волнуются родители тех юношей, которые влекутся в монастыри. Этому нужно радоваться, потому что они избавляются от тлетворного влияния мира, в котором царствует порок, и всё худое легко приражается душам. В монастыре всё благоприятствует, чтобы оградить человека от дурных влияний и воспитать его душу мужественной и доблестной, чтобы она смогла противостоять треволнениям мира, с которыми соприкоснется монашествующий, если будет послан для исполнения послушания в этом мире.

Иоанн Златоуст замечает, что христианину стыдно порицать иноческую жизнь. Он напоминает о загробном суде, на котором потребуют от людей отчета. Если в нашей жизни всё устроено хорошо, то довольно одного греха – небрежения о спасении ближних, чтобы погибнуть. Родители смотрят на гибель своих детей и не только сами нерадят о их спасении, но и препятствуют тем, кто пытается из их чад сделать истинных Сынов Христу Богу. Он изображает гибельное воспитание некоторых знатных людей, которые лишь по имени христиане, поэтому проявляют такое небрежение и несправедливо негодуют на монашествующих, которые оказывают благотворное влияние на юношей.

Когда отцы убеждают детей заниматься науками, то показывают в пример обогатившихся, а о прославившихся на небесах никто не вспомнит, а если кто вспомнит о них, то его преследуют как человека, всё расстраиваемого.