Многие из учеников прп. Антония (как Авва Омун, Орсисий, Макарий Александрийский) известны как духовные писатели, от них сохранились соответствующие произведения.
Продолжим знакомство с нравственно-аскетической проповедью. Утвердившийся в IV веке обычай избирать из монашествующих епископов и участие монашества в догматических спорах говорят о том, что образование было на высокой ступени в монашестве. Кроме того, внутреннее развитие духовно-нравственных сил наложило отпечаток на их мировоззрение, поэтому этот вид проповеди господствует.
Эта проповедь – изображение духовных процессов в душе человека, когда он совершает свой нравственно-аскетический подвиг. Ученики предлагали вопросы наставникам о духовной жизни, поэтому в проповеди нравственно-аскетического направления отражаются эти моменты, которые волновали иночествующую братию. Проповеди носили диалогический характер, т.к. могли быть прерываемы вопросами.
Святые отцы-аскеты всегда исходили из Слова Божия, из наставлений прежде бывших отцов (монастыри обладали библиотеками).
По форме этот тип проповеди своеобразен и самобытен. Безыскусен, отсутствует последовательное развитие мысли, систематизация, искусственная аргументация. Наставления зиждутся на основании того, что они почерпают из СП, личного опыта и опыта преждебывших подвижников.
Прп. Антоний Великий, Макарий Великий, Марк Подвижник, Ефрем Сирин – занимались нрав.-аскет-й проповедью.
Прп. Антоний сам ничего не писал, а записали его ученики. Больше всего сохранилось в Добротолюбии. Родился в 251 году в Египте недалеко от пустыни Фиваидской (колыбель египетского монашества). В юности оставил родительский дом. Сначала поселился в совершенном уединении в пустой гробнице. Имел общение только с одним старцем, подобным ему отшельником. В это время было много отшельников, поскольку не было общежительного монашества. Под руководством этого старца он прожил 15 лет. Когда молва о нем стала распространяться, в 285 году он поселился в более уединенное место, где поселился в развалинах крепости, и лишь 2 раза в год он виделся с людьми, которые приносили ему пищу в виде сухих хлебов.
В начале IV столетия он стал принимать приходящих к нему людей, которые желали получить совет в личной или семейной жизни. Приходили к нему даже мудрецы-философы (одни – чтобы услышать мудрые наставления, другие – по другим). Это было время очень жестоких гонений, поэтому многие убегали от преследователей, становились отшельниками, селились недалеко от Антония.
Прп. Антоний и сам приходил к тем, кто нуждался в его помощи, иногда появлялся в Александрии, что было связано с обстоятельствами жизни Церкви. В 311 году он появился в городе, чтобы оказать помощь и утешение христианам.
После возвращения в пустыню множество людей последовали за ним, и образовался целый ряд келий. Затем прп. Антоний скрылся в очень далекую "внутреннюю" пустыню, где провел оставшуюся часть своей жизни – ок. 50 лет. К концу жизни прп. Антония, который подвизался как анахорет, начали образовываться общежительные монастыри, которые посещал прп. Антоний.
На прп. Антония смотрят как на великого учителя Церкви. Имп. Константин обращался к прп. Антонию, и он отвечал ему через учеников. Св. Антоний ходатайствовал перед императором за св. Афанасия. Борется против арианства. Скончался в 356 году на 105‑м году жизни, приказав похоронить в неизвестном месте.
Прп. Антоний не получил научного образования, прекрасно знал СП. Обладал большой памятью, легко и свободно цитировал любое место из СП. Обладал мудростью, которая поражала многих, приходивших прп. Антонию. Прекрасно знал догматическое учение, хотя специально не раскрывал догматы, лишь когда он сталкивался с арианами, высказывал догматические мысли. Большинство же наставлений носят нравоучительный характер, касаясь в большой степени внутренней жизни. Проповедничество 2-й половины его деятельности приложимы уже не только к монашеству, но и к мирянам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.