Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 2

14.09.98

2.  Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа

Это основа и основное содержание христианской проповеди на все времена до скончания века. Многое из того, что было некогда сказано тем или иным проповедником, только в какой‑то степени может иметь значение для нашего времени, и только те части проповеди, которые имеют наиболее тесную связь с проповедью Христа, являются более действенными, в зависимости от степени приближения к проповеди Христа.

Проповедь Господа и законоположительна для последующих времен с точки зрения принципиальных выраженных в ней положений и установок. На Его проповеди созиждется христианская проповедь вообще. Это относится и к проповеди свв. апостолов, которые должны были в неповрежденном виде передавать содержание учения Господа для своих современников для назидания будущих поколений. Это же имеет отношение и проповеди святоотеческой, как основанной на проповеди апостольской.

В проповеди Христовой почерпает свое содержание любая проповедь о Боге-Сыне, Боге-Отце, Святом Духе, достоинстве человека, жизни земной и вечной и т.д. – всему этому проповедники должны учить своих пасомых.

Своей проповедью Господь не только указал предмет проповеди, но и показал, как следует проповедовать: дух, настроение, способ, форма и т.д. Его проповедь – важнейший образец и в методическом отношении. «Слышанной Мной от Отца Я поведал миру», а мы должны возвещать миру то, что слышали от Христа. Святой ап. Павел: надо иметь те же чувствования, что и во Христе Иисусе – это имеет отношение ко всем поступкам проповедника.

Господь дает близкие образы для народа, примеры, поэтому возвещаемая Им истина становится импульсом и двигателем их жизни. На примере проповеди свв. ап-в мы видим, что чем ближе проповедь последующих проповедников проповеди Спасителя по содержанию, методам и форме, то тем более она действенна.

Христос в своей проповеди излагает мысль таким образом, что это удовлетворяет ум, сердце и волю. Люди не только воспринимают истину, но и возгораются желанием осуществить эту истину в своей жизни. Такой должна быть любая пропвоедь.

Со стороны жизненности, внутренней проникновенности, прочувствованности, Христова проповедь являет дух и жизнь. Подобным свойством должна отличаться и церковная проповедь.

Гомилеты, которые с гомилетической точки зрения читают Евангелие, отмечают в проповеди Спасителя особое вдохновение в гамме тонов от кроткого снисхождения (Тайная Вечеря) до обличительного тона, священнного негодования (книжники). К такому полету духа должен стремиться и каждый проповедник.

Окружавший Господа народ с большим духовным удовлетворением внимал Его словам, поэтмоу Его слово в противовес словам книжников и фарисеев не только отличалась красотой, но и внутренней близостью к открытым Богу сердцам. Господь так раскрывал истину, что человек воспринимал ее с восхищением, радостью. Господь говорил с такой внутренней силой, которая властно проникала в самые глубины души. Такое властное слово свойственно только Богочеловеку, но к подобному должен стремиться каждый проповедник.

Каждый проповедник должен вдохновляться содержанием и духом слова Евангельского, потому что проповедническое служение в Церкви имеет своим основанием заповедь Христову и совершается от имени Спасителя, как делали это святые апостолы.

Лучшим идеалом для проповедника является такое состояние, когда он является орудием христианского благовестия, когда через него говорит Сам Христос. Возможность подобного: «Верующий в Меня дела, которые Я твою, сотворит, и больше сих сотворит...». Если проповедник желает, чтобы слово воздействовало, он должен подражать пропвоеди Спасителя не только по внешним свойствам, но и по внутреннему ее содержанию, в противном случае проповедь может оказаться искусственной, бездейственной. Может ли проповедник обличать недуги своих слушателей с необходимой силой, дерзновением, если он не будет обладать христианским благочестием? К нему могут быть приложимы слова: «Врачу, исцелися сам», особенно если проповедник имеет явные пороки и недостатки, которые становятся известны его пасомым. Чтобы не оказаться в таком жалком положении, надо, чтобы проповедники не только обладали знаниями, воображением, красноречием, но и чтобы содержание Слова Божия стала достоянием души человека; иначе слово проповедника не будет обладать внутренней силой. Поэтому во многих трудах свв. оо. есть требование проповедовать не только словом, но и примером своей жизни.