Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 59

Все ценители проповеднической деятельности считают его одним из великих учителей Церкви. Уже в его время его имя (что видно на основании свидетельства св. Григория Нисского) было на устах всех христиан, жизнь и учение его сияли во всем мире. Это отзыв не только о личном впечатлении, но в известной степени это свидетельство об общем впечатлении, которое производил прп. Ефрем своими беседами. Ещё при жизни прп. Ефрема его сочинения переводились на греческий (Созомен), что прп. Ефрем заслужил содержанием проповедей.

Прп. Иероним Стридонский познакомился с латинским переводом сочинения о Святом Духе и понял величие возвышенного ума этого учителя Церкви: в некоторых Церквах его творения читались в священном собрании после СП, чего Церковь не знала со времени Ерма и Климента Римского. В данном случае, видимо, речь идет о тех проповедях, связанных с истолкованием СП.

Главная особенность прп. Ефрема как проповедника состоит в том, что он оратор в подлинно христианского смысле слова. Его проповеди отвечают идеальным условиям проповеди, указанной ап. Павлом – не диалектика и риторика, но явление Духа и силы.

Все исследователи согласны, что прп. Ефрем был не только оратором христианским, но и оратором-поэтом, эти 2 таланта (ораторский и поэтический) боролись в нем за первенство, и ниодин из них не перевешивал, а они сочетались гармонически и воздействовали на слушателей. Ораторством отличался св. Григорий Богослов, он же отличался глубиной постижения вероучительных истин (5 слов о богословии). О Святом Духе он говорит с полемической направленностью, опровергает речения еретиков.

Прп. Ефрем не стремился к тому, чтобы свою проповедь строить по определенным искусственным правилам, он был противникам любой связывающей его формы, это сказывалось и на структуре его проповедей. Прп. Ефрем обычно не был связан с искусственной структурой речи, и об этом он сам говорил: хочу говорить о том, что благодать мне поведала,.. надобно предлагать слово ясное, духовное, которое может убедить и без пособия грамматики и риторики. В проповедях прп. Ефрема всё определяется естественным движением его мысли и чувства. Он не столько поучает своих слушателей, сколько трогает, воодушевляет их религиозные чувства. Он стремится подвигнуть своих пасомых к раскаянию... С одной стороны, здесь благодарность Богу побуждает их к добру, к полезной деятельности. В то же время, он представляет очень подробно страшный суд и необходимость каждому дать отчет перед Богом во всей своей жизни, что не может не устрашать и не может не подвигать слушателей творить добродетели. Посвящает свою речь убеждениям, излияниям своих чувств, поэтому его рассуждения полны вдохновения.

Чрезвычайно редкий пример в его проповедях – слово о добродетелях и страстях (т. 5) – четкое построение, заранее предусмотренное.

Надо различать проповеди более ранние от более поздних, т.к. позднейшие его проповеди содержат в себе меньше рефлексии, горячности, силы чувств, и в них меньше ораторского искусства, отличаются большей ясностью, определенностью, т.к. там более последовательно излагаются мысли проповедника. Большинство его проповедей отличаются проповедническим пафосом, картинностью, примерами, сравнением, параболами, восточными притчами.

Прп. Ефрем, как проповедник нравственно-аскетического направления, очень близок другим проповедникам этого направления – прп. Антоний, Марк Египетский, Макарий Египетский (Великий), Авва Исаия (у него есть прием, который более широко применял св. Ефрем Сирин – обращение к своей душе, чтобы обличить себя, раскаявшись пред Господом, и этим побудить своих слушателей следовать ему в этом отношении и чистосердечным покаянием исправить направление своей жизни и обратиться к добродетели).

29.01.99