Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 68

Когда наступило время обучения наукам, то св. Василия возвратили от бабки к родителям. Из примера матери он получил склонность к благотворительности, не зная различие между христианами и нехристианами в этом отношении. Отец по профессии ритор, от него св. Василий наследовал любовь к литературным научным занятиям, что его побудило в 14 лет посетить различные места учености, где почерпал знания, которые затем применил на блага Церкви. Он слышал преподавателей в Кесарии Каппадокийской, КП (ритор Ливаний), Афинах (познакомился со св. Григорием Богословом). Из своих продолжительных занятий в языческих школах он вынес большой запас научных знаний, из которых сделал потом обширное применение в своей христианской проповеднической деятельности. Здесь он усвоил диалектику, логику, риторику, и мог говорить, что "сила диалектики есть стена для догматов", потому что его противостояние еретическим суждениям во многом опиралось на логику, на диалектику.

Возвратившись в Понт, св. Василий принял крещение и стал анагностом (чтецом), это не псаломщик в нашем представлении, а член епископского клира, и как клирик он должен был заниматься изучением СП. Это представляло первую христианскую школу, которая была связана не только с практикой, но старшие пресвитеры наставляли младших клириков в истинах веры и благочестия и занимались изучением СП, ибо чтец должен был разуметь, что читает.

Св. Василий посещал и места христианского благочестия – монашеские обители в Сирии, Месопотамии, Египте, и из этого путешествия вынес для себя аскетическое настроение, а через чтение учителей Церкви он приобщился к богословию учителей Церкви. Он увлекался чтением творений Оригена, и на основании тщательного изучения его произведений вместе со св. Григорием Богословом составил "Филокалию" (добротолюбие), где помещались прекрасные суждения Оригена.

В 364 году св. Василий поставлен во пресвитера Кесарии Каппадокийской. Некоторые свидетельства древности (Сократ) говорят, что он некоторое время был диаконом, а когда стал пресвитером, стал деятельным помощником своего епископа Евсевия. В 370 году Евсевий скончался, и св. Василий стал преемником по кафедре. Кесария – это главный город Понтии.

В звании епископа он действовал неутомимо, установил строгую дисциплину в своей епархии, и другие епархии стали просить у св. Василия кандидатов во епископы в замещение освобождающихся кафедр, поэтому Кесарийская митрополия играла важную роль в стабилизации Церкви. Император Валент стремился, чтобы замещать кафедры арианствующими епископами, и православных часто смещали, ссылали в заточение, чтобы на эти кафедры поставить ариан. Также он организовал жизнь монашескую, устроил монастырские общежития и дал для них правило. Его предписания монашествующим пользовались большим уважением, и на Западе, поэтому устроители монашества на Западе пользовались его уставом.

Также он проявлял заботу о богослужении, составил особый чин литургии, ряд молитв для общественного богослужения.

В области социальной защиты – заботился о бедных, больных, устроил госпиталь, который св. Григорий Богослов назвал городом Василиадой.

Заботился он о повышении уровня нравственности своей паствы через многочисленные пастырские увещания, посредством своих проповедей, через личные наставления в частной беседе.

Он написал целый ряд дисциплинарных правил, принимал целый ряд дисциплинарных мер. Некоторые правила отличаются большой строгостью, но тогда они были действенными ввиду неблагоприятных обстоятельств, в которых находилась Церковь. Перед лицом натиска власть имущих и еретиков нужно было очень строго содержать при помощи надлежащих мер свою паству и клир. Это помогало, и другие епархии в результате этого получали подготовленных клириков, которые часто становились епископами других епархий.

Принимал активное участие в полемике против еретиков. Плодом его деятельности явился знаменитый трактат о Святом Духе и его трактат против Евномия.