Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 27

Большое значение имеет его учение о нравственных наставлениях: когда в Церкви предлагаются нравоучительные наставления, каждого совесть будет подвигать исповедовать грехи, в тайне совершаемые. Ориген часто обращал внимание на практическое назначение христианства – воспитание нравственности в людях. Даже стройное учение не может воспитать в душах людей стремление жизни в соответствии с требованиями, этой цели может способствовать только проповедь.

Во II веке дидаскалия стала господствующей, и это стало главной обязанностью клира. Она стала и монологической. Это переходит и в III век. Евсевий: проповедь не прерывается вопросами слушателей. Этим более намечается связь проповеди с библейским текстом, что было связано и с тем, что проповедь неизменно следует за чтением СП. Некоторые проповедники всецело строят проповеди на библейском тексте (были проповеди, связанные с поставлением епископа, проповедь на годовщину своего поставления во епископа – т.е. тематические проповеди).

Апостол Павел указывал, что в СП есть таинственный смысл, поэтому Александрийская школа придерживается такого толкования СП, и это не противоречит смыслу СП. Ориген руководствовался установками, которые имели место в Александрийской школе. Начиная проповедь с буквального смысла.

Одновременно с экзегетическими получают начало речи похвальные, речи на освящение храмов. Благодаря этому, ораторское искусство применяется более шире. Похвальные слова требовали несколько иного подхода, и благодаря именно похвальным словам начинается вторжение в область христианской проповеди элементов ораторского искусства. Похвальные речи восходят к т.н. "актам мученичества" II века, когда мученические акты читались для назидания в вере. Дальнейшее развитие похвальной речи видно из произведений некоторых церковных проповедников. Доставляя назидание слушателям, они служили обработанными похвальными речами мученических актов. От этих речей виден переход к настоящим ораторским похвальным словам, лучше образцы которых относятся к IV веку. В III веке похвальная речь св. Григория Чудотворца Оригену – заметно ораторское образование, сила и искусность изложения. Правда, христианские проповедники использовали для целей христианского назидания не все пункты плана ораторского искусства.

26.10.98

Ориген родился в 185 году в Александрии в благочестивой христианской семье. Первоначальное образование он получил от своего отца ритора. Полное образование он получил у Климента Александрийского. Учился у знаменитых мужей древности (как Аммоний Сакк). Занимался самостоятельно СП, при Септимии Севере был готов принять мученическую кончину вместе с отцом в 202 году, только мать его оградила от этого. Такая горячность у него осталась на всю оставшуюся жизнь. Когда после смерти отца его семья впала в крайнюю бедность, одна богатая христианка помогала её семье, но Ориген отверг её покровительство, когда заметил, что она покровительствует и представителям гностицизма, и стал добывать средства к существованию иным путем: преподавать греческий язык и литературу и т.п.

Сначала Ориген буквально толковал СП. Следуя заповеди Спасителя, он не имел 2‑х одежд, оскопил себя. Позднее он порицал это деяние. У Оригена было много последователей, которые не только разделяли его учение по тем или иным вопросам, но и старались развивать идеи, которые были высказаны Оригеном как его собственные мысли, на которых он не настаивал. Так появились т.н. оригенисты, которые настаивали на крайних выводах Оригена, поэтому Церковь была вынуждена осудить эти идеи. Нельзя ставить в вину Оригена эти крайности, которые были выдвинуты его неразумными почитателями, потому что мы знаем и хорошие примеры: св. Василий Великий, св. Григорий Богослов. Св. Григорий Нисский заимствовал у Оригена некоторые мысли, которые не вписывались в учение Церкви. Но это особый разговор.

Идеи, связанные с толкованием СП, с трояким смыслом, развилось у Оригена в более поздний период, когда он специально занимался изучением СП.