Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 114

Златоуст учил, что человек не должен полагаться на одни свои собственные силы. Пробуждая беспечных, убеждая их трезвенно и ревностно упражняться в добродетели, он приводил мысль, что необходимо постоянно обращаться к помощи свыше, чтобы соделаться достойными Божиих даров. Невозможно нам преуспеть в чем добром без помощи свыше.

Подробно останавливается он на взаимоотношении между свободой и действием божественной благодати. Он одобряет людей, которые предают себя воле Божией, но только если они сами внесли нечто, а если кто-то предается лености, то он не прав.

Если призвание людей есть дело благоволения и милосердия Божия, то послушание этому есть свободное произволение самих людей. Здесь одно – даровать любовь от Бога, а другое – желание человека. Воля Божия действует по предначертанию божественного предведения и милосердия. Почему одни спасаются, другие погибают? По собственному произволению.

Некоторые из антиохийских христиан имели неправильное представление о Божием милосердии. Они рассуждали, что нет геенны, Бог милосерд, а в Писаниях – одни только угрозы. Златоуст не оставляет без внимания подобного заблуждения. Подобное мудрование он справедливо называет сатанинским, потому что оно делает благодать бесполезной. Прежде надлежит нам показать себя достойными. Если кто от юности до старости оскверняет себя, Бог и ему дает возможность покаяться, если только он пожелает. Но грешник не должен забывать, что Бог сколько милостив, столько и правосуден.

Златоуст подробно излагает эсхатологическое учение Церкви, давая ясное представление о будущих наказаниях, чтобы врачевать лжемудрование христиан, которые не верили в будущие наказания.

Много наставлений Златоуста касаются различных обязанностей: семейных, общественных, касаются взаимоотношений между членами семьи, об обязанностях родителей по отношению к чадам. Родители, прежде всего, должны заботиться о надлежащем воспитании своих чад. Большинство родителей заботились лишь об обеспечении карьеры своим чадам и чтобы дать надлежащее образование, но мало думали, чтобы напитать своих чад словами благочестия и утвердить их в началах христианской жизни. Златоуст поучал, что христиане должны заботиться не о внешнем только и мирском, но преимущественно о нравственном воспитании.

Златоуст говорил и относительно поведения власть имущих, которые должны были осознавать ответственность своей власти.

Обращает внимание на дела христианского милосердия. Златоуста именуют учителем Евхаристии, и его можно назвать также учителем христианского милосердия. Государство очень мало заботилось о бедных и нуждающихся, поэтому эту обязанность брала на себя Церковь. Уже имелись определенные устои, правила и средства на благотворительность. Средства шли со стороны разных благотворителей. У Церкви имелась и недвижимость в виде домов для престарелых, больниц, приютов, что использовалось, чтобы надлежащим образом оказывать посильную помощь нуждающимся.

Златоуст побуждал, чтобы христиане облегчали по мере сил и возможности страдания нуждающихся, которые ходили в лохмотьях и своим жалким видом должны были возбуждать людей оказывать им помощь, но этой помощи они не оказывали.

Сребролюбец не пользуется, чем имеет. Он никогда не насытит своего пожелания, потому что невозможно всё приобрести, и сколько бы он ни приобрел, всё ему кажется малым. Для него богатство всего предпочтительнее, деньги вожделеннее солнечного света. Не приятно ему небо, потому что не дает денег. Он всё терпит, если можно получить хотя две малых монеты. Он ненавидит бедных, потому что боится, что будут просить у него милостыню, он ненавидит богатых, потому что их богатство принадлежит не ему.