Не установлены точные даты главнейших моментов его жизни. Нет даже точной даты кончины. Неизвестно, когда прп. Ефрем встречался со св. Василием и когда был рукоположен во диакона. Неизвестно, когда он пребывал в Египте (где написал 50 поучений египетским подвижникам). Относительно даты кончины взгляды основаны на случайных свидетельствах. Одни считают, что прп. Ефрем скончался в 372 году, потому что на это есть указания в кратком сирском жизнеописании. Есть данные у блж. Иеронима. Пространные жизнеописания говорят, что св. Василий Великий оплакал кончину прп. Ефрема (или наоборот) в 378-379 годах. Некоторые относят кончину прп. Ефрема Сирина к 378-9, другие – 380. Архимандрит Арсений говорит, что 28 января 379 года – эта дата вероятнее всего более близка к действительности, она соответствует пространному сирскому житию.
Прп. Ефрем был сподвижником св. Иакова Низибийского и вместе с этим известным ученым мужем и церковным деятелем IV века был на I Вселенском Соборе. Это говорит о том, что прп. Ефрем должен был родиться в начале IV века, потому что юношей он был уже на Никейском Соборе.
На основании житийных данных известно, что прп. Ефрем в юности, отличаясь пылким характером, подвергался тяжелым испытаниям, причем, даже был заключен в темницу (он считал – несправедливо), но потом осознал, что за свои греховные поступки, которые он допустил раньше, это заключение было как бы вразумлением свыше, и благодаря этому событию прп. Ефрем пересмотрел свою жизнь, и у него появилось стремление всецело посвятить себя Богу. Среди отшельников низибийских прп. Ефрем нашел для себя успокоение, нравственно окреп и созрел для того, чтобы отдать себя для служения Богу.
Неизвестно точно, имел ли возможность прп. Ефрем получить образование (особенно для деятельности проповедника), но творения обнаруживают в нем человека ученого, некоторые свойства его проповедей (обилие восклицаний, изысканность речи, антитезы) могут означать, что прп. Ефрем мог обучаться риторике у одного из языческих риторов, но утверждать это невозможно, потому что исторических свидетельств об этом нет. Некоторые полагают, что прп. Ефрем обладал природным талантом оратора, также как и поэтическим даром. Эти предположения вытекают из того, что нет исторических свидетельств об обучении прп. Ефрема нет. Эти предположения основаны на том, что прп. Ефрем был пылким человеком Востока, и его поэтические дары могли быть и развиты вследствие его аскетической жизни, и он мог не нуждаться в специальном образовании. На основании его произведений можно говорить вполне определенно, что он занимает высокое место между современными ему проповедниками, поэтому его произведения изучались очень тщательно наравне с произведениями других святых. Как проповедник прп. Ефрем более отличался, чем богослов. В его произведениях нет глубины богословствований, как у святых каппадокийцев. Это естественно, потому что догматическая борьба была завершена. Еретиков было много, и прп. Ефрему было необходимо восставать против них, но форма была другая – поэтическая форма в виде гимнов, которые были переложены на мотивы народных песен и распространялись среди населения. Широкие массы населения, воспевая краткие выразительные песнопения прп. Ефрема, противодействовали распространению еретиков самим этим.
В поучении к египетским монахам он называет себя неученым, в похвальном слове мученикам, он называет себя малосмысленным, неученым. Это его аскетическое смирение, потому что его творения обличают в нем человека весьма сведущего в СП, в истории. Он прекрасно ориентировался в разных версиях СП, знал древнееврейский. Он один из лучших знатоков СП.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.