Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 100

Когда Златоуст был в монастырях, произошло событие, связанное с жизнью одного его сподвижника Стогирия, который жаловался на то, что подвергся действию злого духа, который причинял ему жестокие мучения. Стоги,рий принадлежал одной из богатых людей. Без воли своего отца, но к радости матери он удалился к инокам. Но в доме родительском он не получил надлежащего воспитания, он привык, чтобы выполнялись все его прихоти. Поэтому когда он пришел в монастырь, он не смог сразу включиться в строгие требования жизни монастырей, поэтому проявлял нерадение, несмотря на то, что добровольно пришел в монастырь, за что подвергался укоризнам со стороны иноков, со злостью это выслушивал, потому что не привык к укоризнам. Вразумленный постигшими его бедствиями, он переменил свою жизнь, стал упражняться в посте и молитве.

Златоуст знает состояние Стогирия и, не имея возможности прийти к нему по болезни, пишет ему для облегчения его скорби. Он внушает сподвижнику, что тем, которым предсказана теснота и горести в этой жизни, предсказана блаженная жизнь в будущем веке. Христианин должен твердо веровать, что Бог всё делает для нашей пользы, попускает бедствия, чтобы привести к самосознанию, сокрушению, праведным показать крепость их веры и любви, чем заслужить большей награды. Бог прежде не посылал на него бедствий, поскольку видел его неготовность. Потом показывает, какое благотворное оказали эти бедствия на душу Стогирия. Нет такой скорби, которая при вере в Бога не могла бы вынести душа человека. Чрезмерное уныние вреднее самого сильного диавольского действия.

В течение более 4-х лет Златоуст провел в сообществе антиохийских монахах. Слава о его дарованиях привлекали к нему очень многих посетителей. Настоятель и благочестивые иноки монастыря боялись лишиться его и, видя в нем избранника Божия, желали, чтобы он навсегда остался с ними. Стремление к совершенству побудило Златоуста оставить общежитие и удалиться в пещеру, чтобы там в совершенном уединении ещё более укрепиться в подвигах.

В творениях Златоуста нет свидетельств о подвигах его в пещере. Есть краткое замечание у Иоанна Илиопольского, что он днем и ночью непрестанными бдениями и трудами так изнурил свою плоть, что для поправки своих физических сил был вынужден возвратиться в Антиохию. Это Господь призвал его к открытому служению Церкви.

Вскоре после возвращения Златоуста в Антиохию и восстановления его здоровья (кон. 380 – нач. 381) св. Мелетий возвратился из заточения и опять приблизил к себе прежнего своего ученика и посвятил его во диакона. В 381 году св. Мелетий отправился в КП для участия во II Вселенском Соборе, где был избран председателем, но вскоре скончался. Св. Григорий Нисский произнес ему надгробное слово. Златоуст душевно скорбел о его кончине и продолжал свое служение в Антиохии при еп. Флавиане, который был избран преемником св. Мелетия.

Прослужил диаконом Иоанн Златоуст 5 лет. Диаконское служение тогда имело свои особенности: он не только должен был помогать священнику во время службы, но было и социальное служение. Благодаря исполнению социального служения, Златоусту многократно представлялись случаи показать свою ревность о спасении ближних и силой своего слова утешать страждущих, скорбящих.

Он написал 2 утешительных слова к молодой вдовице благочестивого Ферасия и слово "о девстве".