Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 49

1Кор 14. – о богослужебных порядках апостольского времени и иерархических формах церковной проповеди, о профитах, дидаскалах и глоссолалах. В этой связи он замечает, что лучше сказать 5 слов просто, чем множество слов при помощи глоссолалии. Прп. Макарий, истолковывая эти слова, говорит, что 5 словес означают 5 добродетелей: молитва, воздержание, долготерпение, милосердие, добровольная нищета. Это своеобразное толкование в 37‑й беседе. Есть и другие аллегорические объяснения мест СП НЗ. Здесь эти аллегории уместны, потому что можно сделать такое заключение без особой натяжки, потому что смысл наставления в других местах посланий позволяет говорить о добродетелях, которые ап. Павел представляет и конкретно.

Некоторые изречения из разных бесед.

Как невозможно рыбе жить без воды, без ног ходить, без языка говорить, так без Господа нельзя познать тайн премудрости Божией или быть добродетельным христианином.

Как на пергаменте можно писать несколько раз и стирать старое, так и жестокосердие можно пременить на милосердие.

Как земля одинакова, но одна камениста, другая плодородна, одна – для винограда, другая для ячменя, так и сердца людей.

Как земледелец возделывает землю, впрягая пару волов, так и Христос по 2 апостола сопрягал посылая на проповедь.

Как в мире художники и архитекторы посвящают денно и нощно, так и ты рассуждай ночь и день, имеешь ли ты мысль, удалившуюся от века сего.

Как живописец снимает портрет царя, если он смотрит на него прямо, и не может изобразить его, если царь отвернулся от него, так и живописец Христос верующих в Него и обращенных к Нему скоро изображает на них небесного человека по Своему образу.

Как железо не самодействует, но есть другой, его движущий (орудие), острящий и подновляющий, так хотя человек и сам трудится в добродетели, однако, сам Господь действует в нем, обновляя его Своей помощью, когда тот изнемогает.

Если подложить дров, огонь возгорается, и сосуд кипит, так и благодать – небесный огонь.

Как в апреле корни, сокрытые в земле, начинают производить цветы и плоды, так и в день Судный проявится, что сотворил человек.

Как идущий во град спешит прийти, не останавливаясь на пути, так и идущие к Господу.

Как зачатый человек не сразу становится человеком, как семена ячменя не вдруг плодотворят, так и в духовных вещах человек мало помалу приходит в мужа совершенна, в меру возраста.

Из подобных сравнений видно, что автор их, видимо, никогда не живший в местах, которые описаны, был знаком с условиями житейского быта, нравами, обычаями, о которых, видимо, слышал от других.

Известные ныне под именем Слов 7 творений были впервые с таким надписанием изданы в конце XVII столетия, затем вошли в собрание аббата Миня. Раньше они назывались посланиями Макария, но потом им были присвоены названия "Слов", и последнее больше подходит (употребляется для обозначения произведения, которое имеет законченные вид – трактат на определенную тему). Но эти слова не представляют собой подлинных произведений. Большинство исследователей склонны считать, что это – компиляция из 50‑ти бесед, и это доказывается сходством определенных частей этих слов с соответствующими местами в беседах. Не без основания полагают, что кто‑то с назидательной целью решил на основании бесед составить тематические наставления, извлекая из разных бесед то, что касается конкретного интересующего этого человека предмета. Это было сделано не только для личного назидания. Понимая важность бесед, компилятор сделал это, чтобы доставить пользу другим.

Первостепенное значение в истории проповеди имеют эти беседы и слова по содержанию. Содержание довольно разнообразное и сложное. В них содержится учение отчасти своеобразное, относящееся к области частных мнений, отчасти составляющее учение самой Церкви. В особенности это касается действия божественной благодати. Таких своеобразных рассуждений здесь не так много, и на них нет необходимости останавливаться.