Вопрос о благодати одинаково относится и к догматике, и к Нравственному Богословию. Что касается других догматических вопросов, то здесь, как и у св. Антония, мы видим только краткие рассуждения. Это вполне естественно, потому что проповедники нравственно-аскетического направления стремились как можно полнее раскрывать вопросы нравоучения и внутренней духовной жизни. Поэтому вопрос о благодати, который имеет отношение к внутренней жизни, здесь обширен. О других предметах идет речь, но полного раскрытия здесь нет за исключением, может быть, грехопадения и искупления – потому что, чтобы говорить о необходимости борьбы с пороками, нужно знать истоки греха.
Имеются и суждения, которые касаются раскрытия учения о Боге вообще, о Христе как Сыне Божием, но это излагается больше в катехизической форме, элементарно, но точно, несмотря на краткость. Можно найти рассуждения о Церкви – едина, святая, соборная и другие свойства Церкви. Но главным образом речь идет о вопросах нравоучительного характера. Содержание бесед имеет жизненное, практическое значение. Проповеди эти направлялись иночествующей братии, поэтому здесь чувствуется авва, который мог руководить новоначальными и даже к братии, которая имеет богатый опыт, о чем говорят многочисленные вопросы, на которые проповедник дает исчерпывающие ответы. Так что произведения эти имеют важное значение для характеристики аскетического направления.
Чтобы иметь более полные представления о них, необходимо обращаться непосредственно к этим произведениям. Есть отдельные издания.
21.01.99
Известен в изучаемый нами период преп. Марк Подвижник или преп. Марк Отшельник или прп. Марк Аскет – относится к числу проповедников нравственно-практического типа.
Барсов относит его к египетским отшельникам IV века. Другие ученые – к малоазийским (Галатия, иудейская пустыня). Скончался приблизительно после 430 года, т.к. принимал участие в полемике с несторианами. Современник Иоанна Златоуста, св. Исидора Пелусиота, видимо, был наместником монастыря. Ещё в молодые годы удалился в пустыню, стяжал дар чудотворений. Скончался 100-летним старцем. Созомен говорит, что Марк знал всё СП наизусть. Есть сообщения у Никифора Каллиста, Палладия.
1. "Трактат о тех, кто думает оправдаться делами".
2. "Рассуждение о покаянии".
3. "Ответ сомневающимся о божественном крещении".
4. "Душеспасительное правило к Николаю".
5. "Главы о воздержании" (не в полном виде, нет заключительной части).
6. "Состязание со схоластиком".
7. "Состязание ума с душой" (диалогическая форма).
8. "Наставление о посте".
9. В середине XVIII века найдено "О Мелхиседеке".
10. "Слово о духовном законе": в каком смысле закон духовен (Рим. 7,14). Архиепископ Филарет полагает, что это тождественно беседе №37 Макария Великого.
Несколько произведений известно по описанию рукописей, которых нет у Миня:
11. "Подвижническая физиология" (о рожденном и нерожденном).
12. "Главы о молитве"
13. "Главы созерцательные"
14. "Главы нравственные".
15. "Главы о созерцании духовном".
16. "Главы параллельные о добродетелях и пороках".
17. В славянской рукописи "Наставление настоятелю в 10 главах" и "Еже отмщати себе и прощати другим" (о самоосуждении).
18. Никифор Каллист упоминает произведение Марка, где Марк проходит всё подвижническое житие. Но это всё, видимо, в целокупности сочинений Марка.
"О законе духовном" (на Рим. 7,14) – применительно к монашескому быту; написано против мессалиан, т.е. принадлежит V веку.
"Трактат о тех, кто думает оправдаться делами" – видимо, это 1-я часть "О законе духовном", т.к. в сирском списке этот трактат помещен перед словом "О законе духовном".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.