Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 89

В конце 371 – начале 372 года св. Василий поставил св. Григория во епископы города Ниссы – небольшой городок в Галатии недалеко от Кесарии, который только и известен, что имел своим епископом такого знаменитого мужа. Когда во главе империи встал Валент – арианин, то св. Григорий был удален арианами с этой кафедры под предлогом неправильного употребления им церковного имущества, и на протяжении ряда лет он вел кочевой образ жизни. После смерти имп. Валента св. Григорий был восстановлен на своей кафедре. В 380 году он получил поручение привести в благоустройство Церковь аравийскую, которая была взволнована деятельностью еретиков. Одни из них не признавали непорочного девства Богоматери, другие считали Её Божеством. Св. Григорий тяготился этим посольством, потому что оно было сопряжено со многими трудностями, путешествие было сложным, и еретики этой провинции вели себя варварски, и это причиняло немало скорбей. Св. Григорий Богослов утешая св. Григория Нисского, писал ему.

Путешествуя по этой стране, он вынес много впечатлений, он посетил на обратном пути Палестину. Вера и благочестие в этих областях были крайне неблагоприятными: "Боящиеся Господа, хвалите Его в тех местах, в коих находитесь, перемена места не приближает к Богу. Где бы ты ни находился, Господь придет к тебе. Хотя бы ты находился и на Голгофе, если не имеешь сердца чистого, Господь не посетит тебя".

Св. Григорий присутствовал на II Вселенском Соборе, где действовал со св. Григорием Богословом и св. Мелетием, он произносил приветственное слово св. Мелетию, а когда Мелетий скончался во время Собора, он произнес и надгробное слово. Он способствовал возведению св. Григория Богослова на КП кафедру, делал наставления его преемнику Нектарию, который был человеком светским, сенатором, был избран неожиданно на кафедру, и, будучи несведущим в некоторых богословских проблемах, мог делать ошибки. Считают, что Никейский Символ веры был дополнен остальными членами нынешнего Никео-Цареградского Символа благодаря деятельности св. Григория на этом Соборе. На этом же Соборе были утверждены права св. Григория равные с кафедрой Кесарийской, из-за чего возникли недоразумения с преемником св. Василия на этой кафедре.

372 год св. Григорий Нисский в КП на местном Соборе, где он был одним из главных деятелей.

385 в КП произнес надгробное слово дочери имп. Феодосии Пульхерии и императрице, которая тоже вскоре скончалась.

Последний раз о нем свидетельства, что он был на Соборе 394 года в КП. Подобные Соборы были местные, но они имели большое значение для всей Церкви. В актах этого Собора его подпись между митрополитами Иконийским и Кесарийским – высокое место между другими.

Год кончины точно неизвестен. У св. Иоанна Златоуста его имя уже не упоминается, поэтому он мог скончаться в последних годах IV столетия, и не позже 403 года.

Он пользовался большим авторитетом, творения были широко распространены и при жизни, и после кончины, хотя не так широко, как св. Григория Богослова и св. Василия. Древние писатели называли его достойным братом св. Василия. Григорий Богослов считал его правилом и законом всех добродетелей, мужем сведущим, образцом смирения, терпения в трудных обстоятельствах жизни.

VII Вселенский Собор называет его светильником, отцом отцов. Палладий, еп. Еленопольский называет Григория мудрейшим, стяжавшим славу апостольскую.

Такую славу св. Григорий стяжал достоинством учения, которое содержится в его произведениях. Его сочинения нередко читались на Соборах. На IV Вселенском Соборе его сочинения служили руководством для опровержения Нестория (говорит Викентий Лиринский). Он входит в число знаменитых каппадокийцев со св. Григорием Богословом и св. Василием.