Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 5

О миссионерской проповеди. Святые апостолы проповедовали не только иудеям, но и язычникам, и новые условия требовали соответствующей постановки и методов проповеди. На основании Деяний и Посланий мы видим, что появилось много лжеучителей, которые так или иначе воспринимали методы проповеди, которые практиковались в языческом мире, поэтому ап. Павел восстает против этих лжесловесников, как и против иудейских проповедников. В пастырских посланиях мы находим требований уклоняться от глупых и невежественных состязаний, потому что они рождаютс ссоры, поэтому они бесполезны и суетны. Св. ап. Петр тоже вооружается против лжеучителей, которые уловляют льстивыми словами. Все эти наставления св. апостолов направлены против иудейского хитросплетения и против языческого красноречия. Когда в Коринфе возникли разделения (на 4 группы), Аполлосу последовали именно из‑за его красноречия (даже не из‑за лжеучения).

Из СП мы знаем, что во время жизни апостолов не только сами апостолы занимались миссионерской проповедью, но и любые другие члены Церкви могли проповедовать Евангелие. Еф. 4 гл. св. ап. Павел называет «благовестников» в числе служителей Христовых; они занимались миссионерской проповедью. Златоуст: они занимались оглашением на месте своего обитания. Феодорит: благовестники проповедовали, переходя с места на место. Если они жили в больших городах, то нет необходимости предпринимать путешествия, а они могли благовествовать на месте.

О проповеди апостолов мы имеем свидетельство в Деяниях. Проповедь Петра в день Пятидесятницы – миссионерская, довольно подробно описана. Такая же миссионерская проповедь была произнесена Петром в Иерусалимском храме (3 гл.), его же речь в синедрионе (4‑5 гл.), в доме Корнилия сотника (10 гл.). Аналогичные миссионерские проповеди произносил ап. Павел в синагоге Писидийской (13 гл.), Афинском Ареопаге (17 гл.). 7-я глава повествует нам о проповеди св. архидиакона Стефана.

Миссионерская проповедь апостолов стоит очень близко к проповеди Христа, поэтому применяются те же методы, много ссылок на ВЗ: пророчества, предсказания, прообразы Христа.

Апостолы продолжали миссионерскую проповедь, но и предпринимали проповедь внутрицерковную: «уча их соблюдать всё, что заповедано» – полнота раскрытия догматического и нравственного учения. Проповедовали апостолы и те, кому апостолы это поручали. Первоначально апостолы могли проповедовать в Храме и синагогах. Пока не было открыто гонение, апостолы и уверовавшие во Христа воспринимались как верующие, которые несколько по-иному воспринимают учение СП ВЗ, но это те же самые иудеи, и их психологически первоначально никто не выделял. Когда же синедрион восстал против христиан, и их стали преследовать, то такие собрания в Храме и синагогах стали невозможными. Исходным пунктом религиозного учения был ВЗ. Простой народ считал христиан из иудеев обычными иудеями: народ прославлял проповедников учения Христова, а синедрион преследовал и заключал в темницы.

Но дольше сохранилась возможность собираться христианам в синагогах. Деян. 13 гл.: апостолы приходили в синагогу в Иерусалиме, Саламине, куда собирались и христиане. Проповедь в синагогах, с одной стороны, носила миссионерский характер, с другой стороны, уверовавшие здесь получали назидание в истинах христианского благочестия. Собирались также в Ефесе, Коринфе, и др. местах в синагогах.

Когда в общинах появилось много христиан из язычников, потребовалось искать отдельные места для собраний, поэтому происходило постепенное отделение христиан от иудеев.

Когда христиане собирались ещё в Иерусалимском храме, христиане из язычников собирались по домам. Это были частные собрания, но после прекращения доступа в храм иудеохристианам, эти собрания стали общественными. Св. ап. Павел называет эти места собрания «домашними Церквами»: дом Марии, училище Тиранна, дом Акилы и Прискиллы, дом Нимфана. В речи к ефесским пастырям ап. Павел говорит, что проповедовал в их городе и в народе, и по домам; очевидно, избирались вместительные дома для этих целей. Эти собрания нередко обозначались «синагогами» («собрание»).