Он приводит пример, когда Антиохию постигла засуха. Все умоляли Бога положить конец этой опасности. Когда все усердно молились, то Бог смилостивился, и пролился сильный и продолжительный дождь. Все возрадовались этому, но при этом общем веселии один весьма богатый житель Антиохии ходил по городу печальный с поникшей головой, как будто его постигло страшное горе. Когда многие спрашивали, почему он сетует, когда все радуется, он не в состоянии был скрыть в себе своей страсти и объяснил, что у него имеется очень много пшеницы в житницах, и теперь некому будет сбыть, потому что он надеялся на засуху, что его запасы можно будет дорого продать. Так сребролюбие делает нечеловечным, глухим к человеческой нужде.
Часто сребролюбцев Господь наказывает. Многие не давали бедным кусок хлеба, и выбрасывали целые житницы пшеницы. Многие не давали бедным и одной чаши вина и выливали на землю много вина, сделавшегося уксусом. Он показывает и средства, как преодолеть в себе эту страсть. Самым сильным врачевством против сребролюбия являются дела милосердия.
26.04.99
Проповедническая деятельность Златоуста была весьма плодотворной. Основные гомилетические произведения были произнесены им в Антиохии.
Его деятельность в КП продолжалась не столь долго, как в Антиохии, в КП были неблагоприятные обстоятельства.
Надо отметить его беседы на СП ВЗ. Есть 2 серии гомилий на книгу Бытия. Первая серия состоит из 9 бесед. Она находится Migne 54 том. Произнесены во время Великого Поста.
Вторая серия состоит из 67 гомилий и представляет собой полный комментарий на книгу Бытия. Видимо, были произнесены в 388 году.
Лучшими гомилиями на книги СП ВЗ являются 58 бесед на псалмы. Это объяснение на псалмы:
4-12, 43-49, 108-117, 119-150.
Эти беседы находятся в Migne 55 том, переведены на русский язык.
Замечание: среди бесед на псалмы есть такие, которые считаются спорным, обычно печатаются последними.
6 гомилий на Ис. 6. Часть бесед произнесены в Антиохии. Дошли в греческом оригинале, но есть полный комментарий на книгу пророка Исаии в армянской версии, которые являются подлинными.
К 387 году относятся 5 гомилий об Анне и 3 гомилии о Давиде и Сауле.
2 беседы о пророческих предсказаниях – имеют дело с пророческими книгами – о предсказаниях и неясных прообразах.
Говорят, что святому Иоанну принадлежит полный комментарий на Евангелия. У нас есть толкование только на Матфея и Иоанна. Есть несколько рукописей, которые содержат объяснение от Марка и Луки, которые приписываются Златоусту, которые скорее всего – извлечения из разных мест бесед Златоуста.
90 гомилий на Евангелие от Матфея – это древнейший полный комментарий на это Евангелие. Произнесены в Антиохии, наиболее вероятно, в 390 году.
80 гомилий на Евангелие от Иоанна. Более кратки по объему, чем на Матфея, могли быть произнесены в 391 году.
4 гомилии на начало книги Деяний и 4 беседы, которые касаются перемене имен на примере различных библейских персонажей (ап. Павел и др.), были произнесены в пасхальный период 388 года.
Больше чем кто-либо занимался толкованием ап. Павла.
32 гомилии на послание к Римлянам. Наиболее выдающийся патристический комментарий на это послание.
Гомилии на 1Кор. (44 гомилии) и 2Кор. (30 гомилий).
После издания Миня были найдены в рукописях дополнительные комментарии на отдельные места этих посланий, были опубликованы впервые в 1907 году. 3 проповеди на 2Кор. 14,13. На 1Кор. 15,28 – 1 проповедь.
24 на послание к Ефесянам – произнесены в Антиохии.
на послание к Филиппийцам – разногласие о месте произнесения (в Антиохии или КП).
18 на 1Тим.
10 на 2Тим.
6 на послание к Титу тоже антиохийский период.
3 на послание к Филимону.
Против евномиан или аномеев 5 проповедей (в Антиохии около 386-387), остальные – в КП.
На тематические:
9 о покаянии. Одна из них, возможно, не принадлежит Златоусту. Много и других проповедей, возможно, не принадлежит ему. Были подражатели Златоусту.
В 1955 году западный исследователь обнаружил серию из 8 бесед к крещаемым на Афоне в монастыре святого Никиты. Издал в 1957 году. Произнесены в 388 году или вскоре после этого. 2 из этих бесед были в патрологии Миня, некоторые были изданы Пападопуло Керамевсом, но большинство из них не были известны. Были переведены на русский, и изданы в ЖМП в 1972 году.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.