Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 112

Златоуст часто говорит о том, как нужно приступать к Святым Тайнам Христовым, и его даже именуют "учителем Евхаристии". Его толковательные беседы, особенно на послания ап. Павла, подробно об этом говорят.

Многие говорят, что плачут о грехах своих, но больше ничего не делают. Постятся и носят власяницу, но к деньгам алчнее корчемников, к людям свирепее зверей. Покаяние он рассматривает не как акт единовременный и даже часто употребляемый, но как состояние духа человека. Человек постоянно согрешает и должен постоянно находиться в состоянии покаяния. Исповедь является как бы подведением итогов этого духовного состояния, этого процесса. Только тогда человек может искренне покаяться и исправиться, когда он готов к исправлению и исправляет свою жизнь, а не только говорит о множестве грехов. Т.о. Златоуст требует покаяния во всех грехах. Покаяние не в том, что постишься, а в том, что презираешь богатство, отлагаешь осуждение и зависть – один пост недостаточен для вашего спасения.

Многие из пасомых приходили в храм скорее по обычаю, чем по внутреннему влечению, и поэтому вели себя неподобающе, приходили, чтобы других увидеть и себя показать, поэтому посещение храмов превращалось во встречи, когда христианин приходит и спрашивает, как кто живет, чем дышит, одновременно осуждают других. Т.о. посещение храма превращается в сплошное нарушение благочиния в храме. Такие люди и сами не молятся, и другим мешают молиться. Часто они показывали, что они не понимали ни святости места, ни того, к чему обязывает пребывание в храме Божием, не проявляли благоговения, не обращали внимания на богослужение, не вникали в сущность молитв и песнопений, и поэтому не получали никакой пользы. Златоуст резко обличает их. Пришедшие беседовать с Богом, рассуждают, что делается на зрелищах, в народе. Кто беседует с земным царем, ведет речь о том, что спрашивает царь, если же кто говорит о постороннем без повеления царя, будет наказан. Ты же беседуешь с Царем царствующих, беседуешь о прахе и паутине. Входит в Церковь богатая женщина и заботится не о том, чтобы помолиться, но чтобы себя показать и удивить всех пышностью одежд. Они думают, что, приходя в храм, делают милость народу, нам и даже самому Богу.

Рукоплескания в храмах. Этот обычай вторгся в церковный обиход с того момента, когда много язычников вошло в Церковь. Эти обычаи были характерны для общественных мест, где употреблялись рукоплескания. Это имело место на любых общественных собраниях, в судах, где выступал знаменитый оратор, политический деятель. Этот обычай вошел в обиход церковный до Златоуста и ему чаще, чем другим отвечали на его слова рукоплесканиями. Он не одобрял этого обычая и называл его неуместным в храме, особенно когда слушатели услаждались внешними красотами его проповеди без желания осуществить то, что проповедуется. Рукоплещут словам нашим и показывают, что с удовольствием принимают их, а после этого с таким же удовольствием бегут в конское ристалище и ещё больше рукоплещут. Не нужно мне рукоплескание, а нужно лишь, чтобы с безмолвием и радением исполняли сказанное. Пагубность рукоплесканий и в том, что некоторые проповедники придавали им большое значение. Когда замечали, что рукоплескания не очень громки, неискренни, то скорбели об этом. Когда же видели, что другому проповеднику рукоплещут громко, с восклицаниями, это вызывало зависть. В том и другом случае на рукоплескания слишком много обращается внимание. Поэтому некоторые вместо того, чтобы углубить содержание, старались украсить проповедь. Однажды он даже предложил сделать постановление, чтобы с этого времени ниодна проповедь не заканчивалась рукоплесканием, и это предложение было принято аплодисментами.