Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 93

В 4-й беседе на Екклесиаст изображается учреждение института рабства. Поводом для рассуждения послужили слова Екклесиаста 2 гл. о рабах и рабынях. Рабовладелец делает своим достоянием достояние Божие, поэтому рабство – учреждение противное замыслу Божию о человеке, потому что Господином всего творения является сам Бог. На рабство осуждаешь человека, которого естество свободно и самовластно. Созданного быть господином земли подводишь под иго рабства. Забыв пределы своей власти, не помнишь, что начальство твое ограничено: "да обладаешь скотами", а не людьми. Какой монетой ты оценил разум, сколько поставил за образ Божий, за сколько статиров купил богозданную природу? Этого, по подобию сущего князя всей земли кто продает и кто покупает? И Сам Бог не может это делать, не поработит нас и Бог, призвавший в свободу нас. Это выступление св. Григория бросает вызов обществу. Руководствуясь римским правом, христианский мир продолжал жить старыми языческими законами, и это является довольно смелым выпадом против социальной несправедливости.

15.03.99

О Молитве Господней. Вступительная беседа, это тематизованное слово – есть обозначение предмета проповеди и указание, в каких аспектах будет рассматриваться молитва Господня. Он указывает 2 части, в которых он предполагает изложить учение об этом предмете: о необходимости молитвы и о том, как нужно молиться.

В 1-й части св. Григорий изображает сначала бытовые недостатки. Забвение о Боге преобладает между всеми. Потом он определяет молитву – это описательное определение, в котором он подчеркивает значение молитвы, – это охрана целомудрия, доброе направление чувствительности, средство от памятозлобия, оно дает крепость телу, безопасность во время мира, печать девства, оружие путешественников, страж спящим, смелость для бодрствующих, спасение плавающим, ободрение скорбящих, удовлетворение радующихся, утешение плачущих, торжество в день рождения, созерцание невидимого, низложение зла, исправление согрешающих, осуществление будущего. Он указывает на необходимость сосредоточенности во время молитвы.

2-я часть – изъяснение текста молитвы Господней. В начале он выражает благоговейных страх перед величием предмета и потом объясняет слова "Отче наш, иже еси на небесех". Он указывает, почему мы обращаемся к Богу как к Отцу.

Вступление 3-й беседы состоит из сравнения ВЗ священства с НЗ-м, затем объяснение слов "да святится имя Твое, да приидет царствие Твое": "Да буду освобожден от уз греха, да не будет над нами действительно самоуправство порока, да не обладает мною враг. Да приидет царствие Твое: да рассыплются сопротивные силы, уничтожится дружина иноплеменников, явится владычества ангельская рука".

4-я беседа объясняет: "Да будет воля твоя... Хлеб наш...": "Даждь нам не забавы, не богатства, не багряницы, не серебряные сосуды, не обширные поместья, не стада коней и волов, не знаменитость, не памятники, не шелковые ткани, ни что-либо подобное, чем душа увлекается, но "даждь нам хлеб". Перестаньте, люди, истощаться желанием суетного. Для чего налагаешь на себя иго, добывая серебро, откапывая золото? Ты отправляешься в плавание, терпишь беды целые годы, чтобы привезенные оттуда употреблять в пищу. Змий, если вставит голову в паз стены, обратно не сможет выползти – мешает чешуя.

5-е слово объясняет последние 3 прошения в нравоучительном виде. Текст молитвы ясен, но он делает экскурсы в область современной жизни, приводит примеры, сравнения, которые наглядным образом показывают значение этих прошений и касаются нравоучения, исходя из содержания того, что имеется в этих прошениях. Объяснения на молитву Господню отличаются простотой, общепонятностью и, как видно, проповедник не заботился о том, чтобы заранее готовить свою проповедь на то или иное прошение молитвы, здесь сказываются непосредственные ассоциации. Очевидны практические цели и задачи проповедника.