Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 4

Спаситель всегда требовал веры для восприятия божественных истин. Апостолы, поскольку проповедовали учение Спасителя, также предлагают учение без доказательств, и в этом отношении они уподобляются Христу. Ап. Павел говорит, что передает то, что воспринял от Господа через откровенное учение и через слова других апостолов, очевидцев, самовидцев Христа. Очень важно, что здесь наблюдается такая преемственность, хотя в полном объеме нельзя говорить здесь о преемственности. Фактически, проповедь святых апостолов – продолжение той миссии, ради которой пришел в мир Господь – служение слова. Обращаясь к проповеди свв. апостолов, мы должны иметь ввиду, что их проповедь имела двоякий характер. С одной стороны, это миссионерская проповедь, с другой стороны – внутрицерковная.

Миссионерская проповедь. Имеет очень важное значение в деятельности свв. апостолов. Природа миссионерской проповеди апостолов обнаруживает онтологическую близость к проповеди Спасителя, потому что апостолы были провозвестниками Христова учения, и в этом плане их основная задача – огласить учение. Проповедуя не ведавшим Христа, свв. апостолы не раскрывали подробностей учения, а лишь требовали восприятия откровенного учения. Внутри же христианских общин апостолы занимались изъяснением проповедуемого учения. Это – в силу того, что заповедано Господом: сначала крестить, потом учить, чему Он заповедал. В миссионерской проповеди апостолов неизменным остался и принцип Христа: «Царство Мое не от мира сего», поэтому апостолы подчеркивали: «мы приняли не дух мира сего». Ин. Злат.: «оставив земное, они предлагают нам небесное: другой образ жизни... всё иное». Неизменным оказался и метод приспособления к миросозерцанию людей и складу их духовному состоянию. Проповедуя иудеям, апостолы исходили из СП ВЗ. При обращении к язычникам, они используют их религиозные представления (особенно проповедь ап. Павла в Ареопаге).

Проповедь Христа была обращена в основном к иудейскому народу, а апостолы понесли проповедь дальше в мир – это требовало определенного подхода в проповеди, в раскрытии учения Христа народу, который не был связан с ВЗ‑ми традициями. С одной стороны, апостолы однозначно решили этот вопрос. Языческое ораторское красноречие апостолы считали неуместным для возвещения божественных истин, потому что Царство Божие не в слове, а в силе. Особенно подробно в пастырских посланиях, особенно 1Тим. и 2Тим., Титу. Здесь главным образом наставления апостола о том, что не следует заниматься вопрсами, характерными для внешнего красноречия, особенно к языческому, но и к тем, кто казуистически толковал СП ВЗ, обращая внимание на внешние обрядовые стороны, а не на внутренний дух закона. Против лжеименного знания были направлены наставления святого апостола Павла. 2Пет. также имеются наставления против лжеучителей, которые уловляют льстивыми словами. Все эти наставления апостольские направлены против хитросплетения софистического красноречия язычников. Поэтому, проповедуя язычникам, апостолы не прибегали к языческому красноречию, хотя апостол Павел не был чужд знаний, которые помогали ему рассуждать логично и доказательно.

Миссионерской проповедью занимались не только святые апостолы, иногда это приводило к конфликтным ситуациям, особенно где не утвердились в вере общины, поэтому даже в Коринфе имелись определенные разделения (Павел, Аполлос, Кифа). Апостолы указывали, что надо смотреть на сущность проповеди, на содержание.

Миссионеры в век апостольский руководствовались теми основными указаниями, которые они видели в апостолах. Но тогда было учительство, которое не было связано с иерархическим служением – рядовые христиане.

25.09.98

Когда слушавшие проповедь апостольскую становились христианами, нужно было им раскрывать всю волю Божию (ап. Павел в течение 3-х лет пребывал в одной из общин) – это вторая часть проповеди.