Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 81

2,3. Из двух последующих слов проповедник оправдывает свое удаление и составляет слова о священстве – прототип произведений св. Иоанна Златоуста и св. Григория Двоеслова "Правила пастырства".

4. "Призвавшим в начале, но не встретившим" – он укоряет недостаток внимания назианской паствы, которая его избрала, но не встретила надлежащим образом, что он объясняет, что предмет дорог лишь пока не достигнут.

Среди ученых разные мнения относительно порядка этих слов. Слово о свойстве епископства после произнесения были подвергнуты литературной обработки по причине важности содержания – поэтому видно последовательное четкое изложение.

"Слово защитительное" – в греческих изданиях. В этом виде оно не могло быть произнесено, потому что это не слово в проповедническом смысле, а в общем смысле – как литературное произведение. Оно отличается доскональностью изъяснения темы и обширностью предмета – это 65 страниц в творении св. Григория Богослова – это целый трактат о пастырском служении. Это слово – основополагающее в пастырском богословии. Он рассматривает высоту и важность пастырского служения и особенности пастырского служения во времена св. Григория.

2 слова против Юлиана. Он замечает, что он будет говорить не по правилам языческого ораторства. Вся сила и ученость века сего во тьме ходит и далека от света истина – но в этих словах больше, чем во всех творениях св. Григория отражается влияние классического ораторского искусства. В других своих творения св. Григорий не старался применять во всей полноте ораторское искусство. Здесь же – защита искусства слова, он главным образом негодует на Юлиана за то, что он запретил христианам изучать риторическое искусство в языческих школах, за что он порицает Юлиана, и в этой связи говорит о нем, хотя содержание здесь гораздо шире, чем рассуждение о ценности искусства слова – эти слова были произнесены после смерти имп. Юлиана, и здесь есть суждения, которые смело характеризуют многие стороны деятельности Юлиана, обозревается почти весь путь Юлиана, но главная цель св. Григория – описать те меры, которые Юлиан предпринимал, чтобы восстановить язычество.

Эти слова являются очень величественным памятником ораторского искусства св. Григория Богослова.

1-е слово против Юлиана факт за фактом обозревает всю жизнь императора-отступника, особенно его деятельность против христианства.

2-е обозревает обстоятельства его смерти.

Они не были произнесены, и они составляют памятники церковного ораторского искусства, которое проникает их от начала до конца.

Почти одновременно с этими словами произнесено Григорием первое слово о мире. Он находился в понтийской пустыне, узнал о разделениях в Назианской Церкви из-за того, что его отец по недоразумению подписал еретическое вероопределение, и благодаря деятельности св. Григория наступило примирение, по поводу которого св. Григорий и произносит это слово, в котором восхваляет примирившихся и воспевает значение мира в Церкви. Он похваляет назианское монашество, которые восставали против епископа, подписавшего еретический Символ. Произносит благодарение Богу за состоявшееся примирение и произносит увещание.

Вражду их мы не похвалили, но ревность одобрили. Самую потерю мы обратили в приобретение.

Излагает учение о мире, о значении мира, о необходимости мира во всех аспектах.

12.02.99

В надгробном слове Кесарию он сетовал, что его брат скрывает дар слова. В этот 6-летний период, может быть, вовсе не произносил проповедей. В слове на рукоположение во епископа св. Григорий говорит Василию: "Вот тебе и слово, которого ты домогался. В слове защитительном: "Разрешено мое молчание, на которое ты жаловался". Это соображения, которые можно принимать во внимание и делать на этом основании суждения. К 369 году относятся надгробные слова, прежде всего, брату Кесарию и сестре Горгонии. Кесарий сначала был врачом в столице, затем взят в числе приближенных императора в качестве врача, потом казнохранителя. Вторая часть слова содержит "врачевство скорбящим". Здесь общее рассуждение о суетности земной жизни и назначение христианина для жизни небесной. Преимущества Кесария по смерти: он не будет начальствовать, но и сам не будет под начальством, не станет собирать богатства, но и не убоится зависти. Заканчивает он слово молитвой о Кесарии.