Он не чувствовал себя способным к сильной борьбе, которая была неизбежна для каждого выдающегося деятеля того времени. То время требовало большого напряжения и силы воли, чтобы противостоять нападкам. Тем не менее, он решился выступить на открытую борьбу, и ему удалось довольно успешно воздействовать на ход церковной жизни того времени, хотя, пока сильны были ариане, его деятельность была встречена с их стороны враждой, но его деятельность доставила почет и уважение со стороны православных.
По своему основному мировоззрению он был христианским мыслителем-философом, и в его произведениях немало чистой философии. При своем самостоятельном уме изучив древних философов, ораторов, познакомившись с учением Оригена, многие мнения которого он открыто порицает, он продолжает удачную попытку Оригена объединить веру с философией. Он создавал фундамент для научного богословия.
Из всей суммы идей, которая находится в его сочинениях, можно указать только на одно мнение, которое противно символическому учению Церкви – он в какой-то мере разделяет мнение Оригена об апокатастасисе – окончательном торжестве добра и устранении зла из всех существ, во всех "снова воссияет боговидная красота, по образу которой мы все созданы в начале". У Оригена это учение в неприемлемом виде, а у св. Григория это несколько сглажено.
Гомилетика
12.03.99
Святой Григорий Богослов: "Ты скажешь, разве я не был христианином, когда учился риторике?". Замена церковного анагноста на профессора-ритора было уклонением к худшему.
У него осталась на всю жизнь склонность к философствованию и риторическому искусству в проповедях. Наследованная от отца склонность к философии и риторскому искусству развилась в нем.
В своих догматических сочинениях он – богослов-философов, так и в своих проповедях он философствует. Его проповеди исследователи относят к ораторско-практическому направлению. Его философский склад мышления сообщил ему способность говорить в своих речах основательно, оригинально. Знакомство с общественными науками, знание жизни, людей дало ему возможность говорить общепонятно, популярно. Поэтому он пользовался уважением. Он проповедовал и в столице, куда его специально приглашали для произнесения проповедей.
Врожденный талант и занятия в области риторики научили его говорить сжато, сильно и ясно.
В богословии он философ, с большим искусством он говорит и о нравственных проблемах, когда знакомит слушателей о внешней природе. Порядок, ясность, стройность, простота преобладают в его нравоучительных словах. Патриарх Фотий: "Сладкий, блистательный, чарует слух приятностью речи".
Проповеди его отличаются от проповедей св. Василия Великого, особенно проповедей нраво-обличительного характера. Здесь он превосходит проповедников своего времени. У св. Василия изящность, классичность, наглядность, много примеров, сравнений, он был знатоком человеческого сердца. И в этом отношении он значительно превосходит своего младшего брата. Святому Григорию не приходилось соприкасаться со многими сторонами жизни. Его преследовали, он предпринимал и миссионерские путешествия, поэтому естественно, что, не проживая постоянно на одном месте, он меньше общался с людьми при решении обыденных практических вопросов.
В отличие от св. Василия, св. Григорий более склонен к аллегории, особенно в толкованиях ВЗ.
Библиография произведений св. Григория точно не установлена, и подлинность многих произведений оспаривается. Это обычное явление.
Подлинные проповеди:
8 бесед на Екклесиаст;
15 бесед на Песнь Песней;
5 бесед о Молитве Господней;
8 бесед на Блаженства;
19 слов на праздники Господские и в честь святых;
7 слов на разные случаи.
Это довольно большое количество проповедей. Беседы на Екклесиаст и Песнь Песней – экзегетические гомилии, в которых всё содержание и ход мыслей обуславливается ходом мыслей библейского текста. Обычно проповедник толкует соответствующие тексты СП ВЗ последовательно, стих за стихом, нередко толкует слово за словом, обращая внимание на те или иные речения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.