Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 90

Он не чувствовал себя способным к сильной борьбе, которая была неизбежна для каждого выдающегося деятеля того времени. То время требовало большого напряжения и силы воли, чтобы противостоять нападкам. Тем не менее, он решился выступить на открытую борьбу, и ему удалось довольно успешно воздействовать на ход церковной жизни того времени, хотя, пока сильны были ариане, его деятельность была встречена с их стороны враждой, но его деятельность доставила почет и уважение со стороны православных.

По своему основному мировоззрению он был христианским мыслителем-философом, и в его произведениях немало чистой философии. При своем самостоятельном уме изучив древних философов, ораторов, познакомившись с учением Оригена, многие мнения которого он открыто порицает, он продолжает удачную попытку Оригена объединить веру с философией. Он создавал фундамент для научного богословия.

Из всей суммы идей, которая находится в его сочинениях, можно указать только на одно мнение, которое противно символическому учению Церкви – он в какой-то мере разделяет мнение Оригена об апокатастасисе – окончательном торжестве добра и устранении зла из всех существ, во всех "снова воссияет боговидная красота, по образу которой мы все созданы в начале". У Оригена это учение в неприемлемом виде, а у св. Григория это несколько сглажено.

Гомилетика

12.03.99

Святой Григорий Богослов: "Ты скажешь, разве я не был христианином, когда учился риторике?". Замена церковного анагноста на профессора-ритора было уклонением к худшему.

У него осталась на всю жизнь склонность к философствованию и риторическому искусству в проповедях. Наследованная от отца склонность к философии и риторскому искусству развилась в нем.

В своих догматических сочинениях он – богослов-философов, так и в своих проповедях он философствует. Его проповеди исследователи относят к ораторско-практическому направлению. Его философский склад мышления сообщил ему способность говорить в своих речах основательно, оригинально. Знакомство с общественными науками, знание жизни, людей дало ему возможность говорить общепонятно, популярно. Поэтому он пользовался уважением. Он проповедовал и в столице, куда его специально приглашали для произнесения проповедей.

Врожденный талант и занятия в области риторики научили его говорить сжато, сильно и ясно.

В богословии он философ, с большим искусством он говорит и о нравственных проблемах, когда знакомит слушателей о внешней природе. Порядок, ясность, стройность, простота преобладают в его нравоучительных словах. Патриарх Фотий: "Сладкий, блистательный, чарует слух приятностью речи".

Проповеди его отличаются от проповедей св. Василия Великого, особенно проповедей нраво-обличительного характера. Здесь он превосходит проповедников своего времени. У св. Василия изящность, классичность, наглядность, много примеров, сравнений, он был знатоком человеческого сердца. И в этом отношении он значительно превосходит своего младшего брата. Святому Григорию не приходилось соприкасаться со многими сторонами жизни. Его преследовали, он предпринимал и миссионерские путешествия, поэтому естественно, что, не проживая постоянно на одном месте, он меньше общался с людьми при решении обыденных практических вопросов.

В отличие от св. Василия, св. Григорий более склонен к аллегории, особенно в толкованиях ВЗ.

Библиография произведений св. Григория точно не установлена, и подлинность многих произведений оспаривается. Это обычное явление.

Подлинные проповеди:

8 бесед на Екклесиаст;

15 бесед на Песнь Песней;

5 бесед о Молитве Господней;

8 бесед на Блаженства;

19 слов на праздники Господские и в честь святых;

7 слов на разные случаи.

Это довольно большое количество проповедей. Беседы на Екклесиаст и Песнь Песней – экзегетические гомилии, в которых всё содержание и ход мыслей обуславливается ходом мыслей библейского текста. Обычно проповедник толкует соответствующие тексты СП ВЗ последовательно, стих за стихом, нередко толкует слово за словом, обращая внимание на те или иные речения.