Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 10

Итак, в век апостольский право общественой проповеди можно представить в хронологическом порядке. На первом этапе неограниченная свобода харизматикам: глоссолалы, затем профиты, сколько времени оставалось – для дидаскалов. Во 2-м моменте для всех глоссолалов стало ограничение: не могли говорить, если не было истолкователя. В следующем моменте были ограничены профиты – необходимо было присутствие обладающего даром различения духов. Дидаскал мог говорить без ограничения.

3-й этап характеризуется общей свободой, за исключением тех, кто не обладал харизмой. Языкоговорение отступило на последний план, и пророчество также постепенно уступает своё место дидаскалии. Поскольку дидаскалия приурочивается с епископским и пресвитерским служением, то постепенно она приобретает права первенства.

В этой связи необходимо остановиться на наставлениях апостола Павла, где восхваляются дидаскалами. Когда проповедь была выведена как наиболее целесообразная, св. ап. Павел дает некоторые наставления, которые касаются и содержания проповеди.

Апостол не от всех дидаскалов требовал выполнения всех своих наставлений, потому что во многих случаях он преподает их как совет, назидание. Поскольку это исходило от высокого авторитета, то и высказанные в форме совета, наставления ап. Павла применялись как необходимые и обязательные к применению в практической деятельности дидаскалов.

В век апостольский господствовала общая свобода проповеди, поэтому в качестве дидаскалов могли выступать люди без необходимого образования. Это можно сказать и относительно некоторых пресвитеров и диаконов, которые владели харизмой дидаскалии, но малоспособны были подчиниться правилам проповеди. Наставления ап. Павла дидаскалам были, вероятно, даны тем, кто был поставлен самим апостолом Павлом или тем, кто недавно был поставлен, которых ап. Павел знал, которые были способны воспринять наставления и руководствоваться ими в своей практической деятельности. Чтобы подготовить почву для своих наставлений, ап. Павел сначала тщательно заботился о ставленниках. Проводилось и предварительное испытание. Предстоятели должны быть учительными – это требование ап. Павла является незыблемым. Своим преемникам ап. Павел советует, чтобы никто из новообращенных не был поставлен на иерархическое служение. Даже в отношении диаконов были указания о том, что они должны были быть испытываемы, имеют ли они способность к дидаскалии. Чтобы не быть в неизвестности об этом даровании и других качествах, рукополагаемый должен быть подвергнут соответствующим испытаниям.

Св. ап. Павел говорит и о тех, кто уже несут пресвитерское или диаконское служение, которые были поставлены без испытания. Ап. Павел и к таким предъявляет требования, чтобы они не нерадели о дарованиях, чтобы через изучение СП обогащались духовно, чтобы быть опытными в наставлении. Эти требования св. ап. Павел предъявляет, прежде всего, к своим ученикам и преемникам, которые были испытаны, с тем, чтобы и преемники его преемников поступали таким же образом. Это правило уже должно было преемственно применяться в жизни Церкви. Ап. Павел заботиться относительно серьезной подготовки к пастырскому служению через учительную деятельность. Продолжая наставления Тимофею и Титу, ап. Павел говорит, что необходимо избегать рассуждений по вопросам пустым по образцу языческого красноречия, которые ничего общего не имеют с истинным назиданием. Апостол неоднократно говорит о занятиях баснями и бесконечными родословными, которые не способствуют созиданию внутреннего мира человека. Бабьи басни являются уже признаками лжеименно разума и не должны применять в общине.

Христианское учение должно основываться на словах СП, на учение ап. Павла о Христе как Мессии, нравственные наставления должны основываться на Евангелии. Главный предмет – проповедование явившегося в мир Христа-Спасителя.