Несомненно подлинное его сочинения – 1Кор., которое датируется примерно 97 годом. Это послание пользовалось большим уважением Древней Церкви, его читали в храмах наряду с посланиями свв. апостолов, очень близко по содержанию и изложению апостольским.
Его перу, как полагают, принадлежат 2 послания к девственницам, но некоторые оспаривают принадлежность этих посланий св. Клименту, хотя они и очень сходны с 1Кор.
2-е послание Климента к Коринфянам – гомилетический памятник – это проповедь. Впервые этот памятник в неполном составе был найден вместе с 1-м посланием в т.н. "Александрийском" кодексе (V), оно упоминается у Евсевия (3-я книга). Евсевий замечает, что это послание не так было известно в древности, как первое, но им, тем не менее, пользовались. Оно не использовалось во время богослужения. Прп. Иероним также упоминает об этом послании: древними оно отвергалось. Упоминают Руфин и п. Фотий, которые тоже замечали, что оно отвергалось как подложное. Как принадлежащее Клименту оно цитируется прп. Максимом Исповедником, имеется на него ссылка у Никифора, патриарха КП-го, Иоанна Дамаскина и других писателей. В 85-м апостольском правиле оба послания упоминаются наряду с библейскими книгами.
Несомненно, что он относится к древности – 1-й половине II века, где есть упоминание о подвиге исповедничества. Также характерна полемика против гностиков. Что особенно важно, что это послание – проповедь, которая была отправлена в Коринф и сделавшаяся известной под именем "послания".
Имеется характерное выражение, говорящее о том, что это – проповедь: "Не только теперь, когда поучают нас пресвитеры, мы должны,.. но и по возвращении из храма следует помнить заповеди Господни".
В том виде, в каком дошла эта проповедь, она представляет собой образец поучений, которые слагались по примеру апостольских наставлений согласно требованию о безыскусности речи. Это ряд отрывочных гомилетических, догматических речей, отсутствует доказательность. Чувствуется задушевность, есть много ссылок на СП в основном в буквальном смысле. Нет аллегории, которая уже была во II веке.
Содержание. В 1-2 главах проповедник призывает братьев думать о спасении, помнить, откуда мы, кем и в какое достоинство призваны. Мир проповедует прелюбодеяние, обман, будущий же мир – против этого. Кто не выдержит подвига – всё потеряет. Покаемся, пока живем на земле, потому что там не будет покаяния. Нам должно хранить плоть, как храм Божий. Будем любить друг друга. Бог знает всё, что есть в сердце человеческом. Подобное же и в последующих главах.
12-я глава: будем ожидать явления Господа, ибо не знаем время его явления. Здесь видим ссылки на СП, слова Господа и определенные разъяснения. Буквально слов таких мы не находим в Евангелии, но по духу это соответствует.
Итак, братья, покаемся и будем внимать Богу, ибо мы исполнены безумия и лукавства. Не будем человекоугодниками, будем желать сделаться угодными, приобретать праведность. Исполняя волю Отца нашего Бога, будем чадами Церкви нашей. Если же не будем творить волю Господа, то, как сказано: дом мой сделан вертепом разбойника. Церковь есть тело Христово. Церковь была духовной, а ныне явилась во плоти Христовой. Он излагал духовный смысл того, что содержится в СП – надо от плоти простираться к духовному, что является проявлением спасительной деятельности Самого Господа.
Далее Климент переходит к другой мысли: о воздержании. Исполнившие мой совет не раскается, но спасется. Пребудем в том, во что уверовали, праведными и уготованными. С одной стороны, он говорит о воздержании, а затем переходит на другую мысль со ссылками на пророка Исаию с истолкованием.
О покаянии. Возвратимся к призвавшему нас Богу. Наступает день суда. Распадутся небеса, и откроются тайные и явные дела. Пост более, чем молитва, но милостыня выше обоих. Покаемся от всего сердца, дабы никто из нас не погиб.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.