Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 62

Есть у него и догматические рассуждения, которые имеют спорадический характер. Прп. Ефрем только по необходимости касается этого, ограничиваясь указанием только, что то или иное течение не соответствует подлинным христианским убеждениям. Человек пылкого чувства, восприимчивый к нравственным запросам общества, близкий друг борцов за чистоту догмата, он не оставляет ниодного из современных ему еретических заблуждений без замечаний. Есть у него в проповедях полемика, есть чисто догматические произведения. Но в сравнении с другими догматическими полемистами его произведения не имеют такого значения, как у отцов догматико-полемического направления. Поскольку острие этой борьбы уже прошло, то не было необходимости заниматься этим подробно, да и по складу своих сил прп. Ефрем не мог входить в глубокие изыскания догматического характера, он не рассматривает в своих рассуждениях ни оснований, на которых утверждается истина, а довольствуется указаниям на еретические мнения. Да и пасомые не смогли бы воспринимать его логические диалектические рассуждения, потому что представители Сирской Церкви не были широко образованными, как в греческих центрах просвещения. Все эти обстоятельства и определили собой характер догматических рассуждений прп. Ефрема.

В его рассуждениях есть указания, как он относился к необходимости касаться догматических вопросов и как он избегал рассмотрения догматических подробностей. "Хотя и грешен я, но по милости Божией не дошел до такого скудоумия, чтобы не дать на сие отзыва по мере своих сил. Не потерпи, чтобы благочестивый помысл твой был растлеваем людьми, развращенными умом..." "Призванные в Церковь спорят и перед лицом истины обращаются к праздным вопросам. Зависть и ревность ожесточает людей. Под предлогом защищения истины напрягают лук, мечут стрелы. Лукавый враг посмеялся над простотой и неопытностью, чтобы отвлечь от правой веры. Занимаются Писанием, но не для того, чтобы следовать благочестию, а чтобы легче проповедовать лжеучение. Но только тому будет дано узреть Царя, кто верно будет идти путем царским".

Так смотря на дело, прп. Ефрем не отказывается руководить направлением христианской жизни. Обязанность проповедника обличать мнения, несогласные с учением Церкви.

У прп. Ефрема есть стороны в догматическом учении, на которые он чаще обращал внимание и которые не были предметом спора в его время, например, о свободе воли, о священстве, о Промысле Божием. Исследователи вполне основательно считают, что нет ниодного пункта догматического учения, которого бы не касался прп. Ефрем, но одни пункты он более подробно рассматривает, а другие менее. Так он говорит о трех ипостасях в Боге едином по существу, о Боге-Слове, о таинствах, Страшном суде, будущей блаженной жизни праведников и мучениях грешников. Эти предметы изложены у него довольно подробно, особенно вопросы эсхатологии.

Образцом возвышенного полета мысли, силы и обаяния его языка может служить его "Слово о Кресте". "Крест – похвала похвал для христиан и праздников праздник", и затем раскрыл, в чем должно состоять истинное празднование: в покаянии со слезами, воздержании. Но затем делает ряд определений Креста: "Крест – воскресение мертвых, узда богатых, утешение бедных, отец сирот, совет праведных, хранитель младенцев, пестун юных, свет сидящих во тьме, свобода рабов, мудрость невежд. Им Христос расторг всепоядающую утробу ада, заградил козненные уста диавола". Крест явится во Второе Пришествие как знамение на небеси. "Вспомнил я о часе сем и вострепетал. Кто опишет сие, кто отважится описать, когда силы небесные поколеблются. Помышляя о сем, объемлюсь страхом, уста цепенеют, язык прилипает к гортани; любовь подвигает меня говорить для вашей пользы, а страх сковывает". Он ярко представил будущее состояние и далее говорит, что произойдет во Второе Пришествие, он ярко изображает и огненную реку, и многие другие явления, которые ярко предстают прп. Ефрему. Далее подобными яркими чертами он указывает на разделение между добрыми и злыми, несмотря на их прежнее положение в мире. Здесь уже не требуются увещания, прп. Ефрем в кратких словах говорит относительно этого, а главным образом акцентирует внимание на ярком описании. В конце он кратко увещает возлюбить истину, чтобы унаследовать жизни вечную во Христе Иисусе.