Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 98

Уже на этом этапе его жизни проявились учительные способности Златоуста. Несмотря на то, что Златоуст жил в миру, вел подлинную иноческую жизнь.

Феодор, в начале обнаруживший ревность, решил вскоре оставить сообщество своих друзей. Его увещали друзья. Златоуст: "кто даст главе моей воду и очесем моим источники слез... я оплакиваю... опустошение священной души и осквернения храма... нет у него ни дверей, ни затвора, и он открыт для входа любых помыслов... бывши с нами, не знаю, как упал и низвергся в глубину погибели". Златоуст взывает к собрату иметь упование на милосердие Божие и стремиться, раскаявшись, устремиться вновь на путь подвига. После первого послания Феодор не вразумился, и друзья Феодора оставили всякую надежду на его возвращение. Но Златоуст пишет второе послание к Феодору падшему, видимо, написано в ответ на письмо Феодора. Златоуст парирует возражения Феодора, которыми он оправдывает свой уход в мир. Эти послания были первыми творениями Златоуста. Они проникнуты возвышенностью, чувством страха Божия. Здесь чувствуется скорбь о падении близкого, твердое упование на любовь Божию. После 2-го послания Феодор осознал опасность своего положения и возвратился к прежней подвижнической жизни. Вскоре его и его друга Василия жители Антиохии хотели избрать во епископа. Когда он услышал об этом, страх и недоумение объяли его душу. В себе он не видел ничего достойного, чтобы поддержать это решение народа. Он твердо решился уклониться избрания его во епископа. Василий, видя его готовность, увещал его принять епископство. Но Златоуст не принял сана, и, оправдываясь перед Василием, написал 6 слов о священстве. Здесь подробно говорится о высоте и важности пастырского служения. Иоанн Златоуст был тогда ещё чтецом.

Василий принял епископство и должен был отправиться на свою кафедру. Друзья должны были расстаться. Слова Златоуста исчерпали конфликт. Прощаясь с Иоанном, Василий просил не оставлять его своими советами. Златоуст увещал его просить помощи Господа в своем служении. Златоуст же после смерти матери удалился в один из монастырей недалеко от Антиохии. Он избрал себе в руководителя иноческой жизни одного из самых подвижников гор антиохийских и всецело предался подвигам аскетического жития. В беседах к антиохийскому народу он нередко указывал, что иноки живут по истине евангельской жизнью, преисполнены евангельских добродетелей. Из этих произведений видно ту трудную жизнь, которую вели подвижники. Сирийское монашество отличалось строгостью. А антиохийское – ещё большей проповедью, особенно горние монастыри. Некоторое время Златоуст жил в общежитии, некоторое время как пустынножитель. Это неблагоприятно сказалось на его здоровье, и он должен был возвратиться в Антиохию. Тот слой жизни, который был характерен для него в монастыре, он старался соблюсти и в Антиохии – такой же скромный образ жизни, в пище, в одежде Златоуст вел подлинно монашеский образ жизни. Он говорил слушателям: ходи чаще к инокам, дабы, очистившись их молитвами и наставлениям, тебе провести настоящую жизнь. Это говорит о большой любви Златоуста к инокам и иноческой жизни.

Он написал несколько сочинений среди подвигов иноческого жития. Благочестивый инок Димитрий был сокрушенным, и Златоуст по его просьбе написал слово о сокрушении. По просьбе другого он написал второе слово о сокрушении. Эти 2 слова проникают в сущность христианской нравственности. Они внушают непрестанно вспоминать о своих грехах и тем самым сокрушать гордость.