Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 65

В 359 году в Селевкии имел место полуарианский собор, который возвратил св. Кирилла на кафедру, но в 360 году арианским собором в КП он был низложен. При имп. Юлиане вместе с другими епископами он был возвращен на кафедру (Юлиан хотел вызвать ссору епископов). В 378 году при имп. Феодосии он снова был возвращен. Судьба его сложилась неудачно, но мужественное перенесение этих перипетий создало авторитет для св. Кирилла, ибо он каждый раз свидетельствовал свою приверженность Православию.

С 378 года он продолжал управлять Иерусалимской Церковью. Он успешно боролся с арианами и македонианами. Св. Кирилл был на II Вселенском Соборе.

Прп. Иероним, Руфин, Созомен, Сократ упрекают его в арианстве, поводом к чему послужило обстоятельство, что в первой половине своей жизни он дружил с полуарианами, получил посвящение от полуарианина. Но он скорее был противником ариан, потому что он постоянно от них терпел. Принимает I Вселенский Собор. Но в его поучениях нет слова "омоусиос". Он использовал т.н. "крещальный" Символ, который употреблялся в Иерусалимской Церкви. Никео-Цареградский Символ был принят на Вселенских Соборах и был обязателен для всех, но в каждой Церкви был свой крещальный Символ, который должны были употреблять на крещении в этой Церкви, поэтому св. Кирилл изъяснял тот Символ, который употреблялся в его Церкви искони.

Огласительные поучения составляют основу проповеднического наследия св. Кирилла и обнаруживают, что святой отец часто пользовался СП. У него есть очень подробные толкования СП. Ему импонировал метод Евсевия Кесарийского, и св. Кирилл использовал изъяснения, которые есть у Евсевия.

Евсевий Кесарийский принадлежал к проповедникам-догматистам, потому что в его проповеди есть изъяснение основных истин христианского учения: о Боге вообще, о Сыне Божием, поскольку это был предмет особого внимания. Некоторые относят его к догматико-полемическому направлению, но у него нет такой острой полемики, как у других, но он стремится изложить основные позиции Православия, не вдаваясь в различия догматических позиций православных и еретиков. Некоторые считают его симпатизирующим некоторым арианским деятелям (но не самому арианству), и заподазривают, что он специально не касается полемики и проявляет миролюбивость, желая сгладить остроту борьбы между православными и еретиками. Но толкования его СП были объективными.

Из произведений св. Кирилла, кроме огласительных поучений, есть

- послание к Констанцию о явившемся в Иерусалиме знамении Креста на небе;

- беседа о расслабленном;

- отрывок из беседы о претворении воды в вино.

Основа же его проповедничества – Огласительные (18) и тайноводственные (5) поучения. Есть ещё одно предогласительное поучение – предисловие к огласительным словам. Огласительные проповеди были произнесены крещаемым, а тайноводственные к новопросвещенным.

В древности оглашение имело определенные ступени, что было связано с продолжительностью приготовления к Крещению и Миропомазанию. В начале произносились проповеди общего характера и, главным образом, касались нравоучительных истин. Затем процесс катехизации усложнялся, затем в течение 40‑цы усложнялся процесс катехизации, и изъяснялся крещальный Символ.

5 тайноводственных поучениях имеются некоторые литургические подробности, которые могли быть только в V столетии, поэтому есть суждения относительно авторства этих произведений.

Огласительные поучения. Все исследователи согласны, что эти поучения, несомненно, принадлежал св. Кириллу, и он их произнес, когда был пресвитером – 347 год в церкви Воскресения Христова. Эти поучения заканчиваются в Великую Субботу – непосредственно перед совершением таинства Крещения. Тайноводственные поучения произнесены в течение Светлой седмицы того же года.

До середины ХХ века эти поучения считались единственным памятником такого рода деятельности, но в середине века была обнаружена серия проповедей св. Иоанна Златоуста по этому же поводу.