Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 87

Бо,льшая часть слов имеет искусно составленное вступление, иногда очень длинное, например, в слове к бедным, в слове на Пасху, где он и сам говорит о продолжительности своего вступления. Содержание вступления св. Григорий заимствует из внешних обстоятельств, пороков слушателей, величием и важностью праздника (для праздничных слов), иногда вступление – пересказ содержания предыдущей проповеди, если проповеди связаны между собой какими-то обстоятельствами. Как на образцовое, указывают на вступление на праздник Богоявления и на слово по случаю градобития, слово о себе самом. Есть вступление у него во всех надгробных словах. Более краткое вступление в словах о бегстве в Понт, на день памяти мучеников Маккавеев.

Заключения проповедей св. Григория весьма разнообразны. Иногда в заключении он кратко повторяет содержание слова, особенно если проповедь большого объема. Иногда в заключении он просит себе помощь свыше, молитва св. Троице. Иногда нравственные предписания, иногда строгого характера, иногда кроткие, с просьбой. Самое лучшее заключение в слове к 150‑ти епископам.

Содержание проповедей, т.е. основная часть проповедей. Св. Григорий пользуется раскрытием темы, главным образом, из СП, особенно это касается догматических лов. Часто он обращается к доказательствам от разума через диалектические рассуждения. Немало у него доказательств из жизни в виде многоразличных сравнений, примеров. Эти приемы у него употребляются, главным образом, в проповедях нравоучительного характера. Тексты из СП у св. Григория приводятся в большом изобилии, обнаруживая в авторе глубокое знание СП. Эти тексты искусно вплетаются в речь проповедника или в виде доказательств, или для выражения словами СП собственных мыслей проповедника. В начале проповеди в виде исходного пункта слова библейские тексты почти не употребляются. В основном св. Григорий толкует СП в буквальном смысле, но встречаются употребление текстов и с аллегорическими толкованиями. Особенно св. Григорий любит учение посредством примеров: пастырь Церкви с пастухом овец, жизнь человека с морем, сердце с добродетелями – с кораблем, который нагружен товарами, еретик – вино, смешанное с водой, изнеживающее воспитание детей – паутина, которая легко разрывается. Свою привязанность к св. Василию он сравнивает с прилипчивостью полипа, себя, окруженного с врагами – с высоким деревом, которое обуревается ветром. Жителей КП – с кораблем, погружающимся в воду, осажденным городом. Святого Афанасия – с алмазом и магнитом, св. Василия с орлом, еретиков – со змеем.

Из примеров лучшими считаются примеры из Священного Писания.

В обличениях против еретиков св. Григорий бывает строг, но он стоит на т.зр., что нужно преследовать не самих еретиков, а заблуждение. Это общая святоотеческая т.зр. – преследовать не грешников, но грех, не еретиков, но ересь. Тогда ещё шла борьба с ересями, и многие православные считали, что нужно против еретиков применять те же средства, что и еретики применяли против православных. Св. Григорий мог воспользоваться обстоятельствами, когда император стал православным, и тоже предпринимать жестокие меры против еретиков, но он был решительно против этого, потому что надо проявлять любовь и сострадательность к заблуждающимся. Одни меры можно применять к предводителям ереси, а другие – к тем, кто был вовлечен еретиками к заблуждению. Но к самой ереси он всегда был внимательным, чтобы она снова не оживилась и не принесла вреда.

В силу особенностей св. Григория, особенно в догматических проповедях, он повторяет не отдельные только выражения, а даже целые отрывки. В проповеди св. Григория богослова – это не доказательство его слабости образования, но он был очень разборчив в выборе терминов, заботился, чтобы каждое слово было достойным выражением его мыслей и учения самой Церкви. Еретики, пользуясь неточностью выражений, могли это использовать для своих целей. Понимая важность обстоятельств, он мог стремиться, чтобы очень точно выражать учение Церкви, особенно касающееся учения о Пресвятой Троице, особенно о 2‑м Лице.