Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 26

В это время наметилась связь проповеди церковной и риторики. Главные труды здесь были подъяты Оригеном, которые продолжили по его примеру и его современники. Христианское красноречие имеет ту сторону, которая может и должна быть плодом человеческого духа, поэтому каждый должен заботиться о том, чтобы прилагать свои личные устремления. Ориген не говорит об этом прямо и откровенно, но из его слов можно было сделать определенный вывод, тем более из его личной практики. "Между нами пророчества, которые не все непосредственно от Бога: ревнуйте дарований бо,льших, паче же пророчеств. Здесь имеется не то пророчество, о котором говорит евангелист Лука, а то, которое говорится в 1Кор. 14 – кто пророчествует, тот говорит о назидании, увещании. Такого пророчества можно достигнуть через приготовление и обучение, а если молиться и веровать, то может быть получен и тот дар, который дается непосредственно от Бога (т.е. дар провидения)". Если бы не был установлен этот принцип, то оставалось бы прежнее убеждение, что любая проповедь – плод вдохновения свыше, и проповедь не имела бы развития. Проповедь же с конца III века имеет определенные особенности, которые касаются развития форм проповеди, использования дополнительных средств и приемов ораторского искусства, которые наиболее ярко проявились в IV столетии – именно благодаря мнению Оригена.

Не менее важна и взаимная связь проповеди дидактического и увещательного характера, которые Ориген почерпнул из начатков теории, преподанных апостолом Павлом.

В век Оригена устанавливается убеждение, что совершенная проповедь должна действовать одновременно и на ум, и на сердце – т.е. сочетать в себе профитию и дидаскалию. Дидаскалия силу вдохновения заимствовала от профитии и потому постепенно вытеснила профитию в чистом виде. Проповедь должна зависеть и от самостоятельной мысли проповедника, а не только от вдохновения свыше. В профитии заключается 2 момента: обличение и увещание. Не достаточно лишь раскрыть учение. В жизни встречается невольное сопротивление внедрению в жизнь нравственных норм и нарушение этих норм, и здесь требуется увещание, побуждение к тому, чтобы люди восприняли проповедуемое слово и применяли его в своей практической жизни. Ориген называет совершенной проповедь, в создании которой участвуют все силы души и равномерно действуют на все силы души слушающего: ум, сердце и волю. Недостаточно убедить человека в истинности проповедуемого, а надо, чтобы коснулось сердца и воплощаться волей в жизни слушателем. Элемент увещания требует определенного вдохновения, убедительности слова.

От Оригена происходило влияние и отрицательное, что связано с его теорией толкования СП. С одной стороны, это тройственный смысл СП в любом месте, где даже был лишь исторический смысл на самом деле. Стремление подчинить толкование СП своей теории приводило к натянутости толкований, особенно там, где дело касалось аллегорий. Было и положительное: толкование должно осуществляться посредством определенных правил, здесь не должно быть своеволия толкователя. Но сам Ориген далеко простирался своей мыслью в искании сокровенного смысла и сам нарушал это правило толкования СП.

Ориген, настаивая на том, что каждое место имеет буквальный, моральный (психический) и духовный (таинственны) смысл, говорил, что для цели проповеди достаточно остановиться лишь на нравственном смысле. Учение и увещание может пользоваться, и достаточно для этого первых двух смыслов. Чтобы достичь понимания СП, можно остановиться на буквальном. Чтобы достичь нравственного увещания, надо остановиться на нравственном смысле. Ориген же часто простирался и дальше. Часто его аллегорические толкования разных мест СП противоречили друг другу, но он не настаивал на истинности своих толкований.

Даже клирики не всегда способны к высшему аллегорическому пониманию.